3 виды органов государственной власти российской федерации

Содержание
  1. Понятие и виды государственных органов
  2. Признаки власти в государстве
  3. Разное понимание органов власти
  4. Государственный аппарат в РФ
  5. Классификационные особенности органов власти
  6. Органы на основе территориального деления
  7. Органы законодательной власти
  8. Власть исполнительного характера
  9. Судебная власть
  10. Принципы построения системы органов власти
  11. Заключение
  12. Чем отличаются органы государственной власти в РФ
  13. Основные понятия
  14. Принципы системы органов власти
  15. Виды органов государственной власти
  16. По разделению властных полномочий
  17. В зависимости от позиции в иерархической вертикали
  18. По первичной нормативной основе:
  19. По кадровому составу
  20. По формированию штата
  21. По осуществлению властных полномочий
  22. По объему полномочий
  23. По охвату территории
  24. Система федеральных органов государственной власти
  25. Система органов государственной власти субъектов РФ
  26. Органы государственной власти РФ
  27. Органы государственной власти — определение, признаки и структура
  28. Три ветви власти РФ — схема и функции
  29. Президент РФ — роль главы государства
  30. Федеральное собрание — высший орган законодательной власти
  31. Как принимаются федеральные законы
  32. Правительство России — исполнительная власть РФ
  33. Судебная власть и его роль в государстве
  34. Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды
  35. Признаки государственного органа
  36. Виды государственных органов
  37. По основной функции
  38. По объему властных полномочий
  39. По способу формирования членского состава государственного органа
  40. По количественному составу
  41. По способу возникновения
  42. По широте границ компетенции
  43. По срокам полномочий
  44. Президент РФ
  45. Органы государственной власти: законодательная власть
  46. Законодательная инициатива
  47. Исполнительная власть в системе органов государственной власти
  48. Органы исполнительной власти
  49. Государственная власть в субъектах РФ

Понятие и виды государственных органов

3 виды органов государственной власти российской федерации

Во все времена государственная власть осуществлялась разными способами и методами. В тот или иной промежуток времени использовались своеобразные интерпретации властного веления. Наиболее распространенной в древние и Средние века была форма насилия.

Но она «живет» лишь в руках сильного и независимого лидера, со смертью которого исчезает режим. После насилия использовалась религия. Она господствовала достаточно долго. Однако во времена Просвещения люди осознали, что слепая вера ничем не лучше насилия. Последней формой реализации государственной власти стало право.

Она используется во многих государствах по сей день. Но её фактическое действие может осуществляться лишь посредством специальных государственных структур, действующих на общеправовых принципах и использующих свои методы регулирования. Такие системы на сегодняшний день можно найти в любой стране.

Они называются органами государственной власти. Казалось бы, эти общеизвестные структуры являются всего лишь банальными исполнителями требований правового поля. Однако их сфера распространяется далеко за пределами исключительного «исполнения».

Таким образом, в статье далее пойдет речь об основных органах государственной власти, их видах и особенностях, которыми наделены эти структуры в Российской Федерации.

Понятие и виды государственных органов полностью зависят от особенностей власти в той или иной стране.

Если говорить конкретно о России сугубо научным языком, то на территории этой державы координация общества реализуется посредством большого количества императивных норм. Конечно, данный фактор во многом зависит от сферы правового регулирования.

Но если не вдаваться в глубину юридических аспектов, государственная власть в РФ – это особый, уникальный или же неповторимый способ руководства обществом и его отдельными частями.

Как мы понимаем, управление социальной структурой не может производиться верхушкой власти непосредственно. Для этого нужны специальные виды государственных органов, каждый из которых наделен тем или иным перечнем характерных задач. Помимо этого, существуют иные особенности власти.

Признаки власти в государстве

Существует ряд признаков, которыми обуславливается власть в любом государстве, и в частности в РФ. Исходя из этого, можно выделить следующие ключевые положения представленной выше категории, а именно:

– Государственная власть всегда суверенна.

– Она реализуется посредством системы специальных органов.

– Осуществляется постоянно.

– Влияние государственной власти распространено абсолютно на всех граждан.

– Государственная власть имеет нормативное проявление в виде официально изданных актов.

– Для реализации интереса большинства государственная власть в некоторых случаях применяет метод принуждения.

В данном случае ключевой особенностью является принцип осуществления власти посредством аппарата отдельных органов. Они, в свою очередь, также имеют понятие, структуру и особенности, о которых пойдет речь далее в статье.

Все основные виды государственных органов исходят из теоретического начала власти в стране. Ранее уже указывалось, что подобного рода организации являются одним из признаков существования государственной воли.

Поэтому их необходимо рассматривать с позиции исходящей от власти категории. Таким образом, государственные органы – это специфические организации, целью которых является управление государством на разных уровнях.

Они, как правило, имеют объект, на который направлена их деятельность, а также субъектный состав лиц, реализующих функции данных структур.

Разное понимание органов власти

Виды государственных органов можно рассматривать на основе разных классификационных особенностей. Как показывает практика, в каждой стране выделяются совершенно разные официальные структуры.

Однако в соответствии с ключевыми нормативными актами, а именно Конституциями, любые органы, вне зависимости от своей территориальной или функциональной принадлежности, отвечают главным образом за повышенный уровень контроля над гражданами государства.

Что касается несоответствия понимания принадлежности тех или иных структур, то наиболее ярким примером является прокуратура. Вот уже много лет ученые спорят по поводу того, является ли она органом государственной власти, или нет.

Одни теоретики придерживаются данного мнения, другие нет. В Российской Федерации прокуратура – это надзорная структура, не принадлежащая ни к одной ветви власти.

Государственный аппарат в РФ

Система и виды государственных органов, как правило, представляют собой единую иерархичную структуру. То есть реализация задач страны происходит посредством центрального аппарата. Последняя категория представляет собой систему органов власти.

Следует отметить, что она имеет свою структуру, особенности и специфику работы. Поэтому система органов государственной власти – это фактическая совокупность органов, существование которых обусловлено основными функциями и государственными традициями.

Понятие указывает, что эта категория производит свою деятельность комплексно. Поэтому виды государственных органов РФ всегда делятся между собой совершенно по разным критериям. Потому что не существует в России совершенно идентичных по своей сути организаций.

«Тавтология» в этой сфере общественной жизнедеятельности может губительно сказаться на всем государстве в целом.

Классификационные особенности органов власти

Виды органов государственной власти классифицируются посредством разных признаков. В данном случае не следует путать эту градацию с системой государственных органов, которую составляют всего лишь 3 основных элемента. Классификационная работа производится несколько иначе. Как правило, виды органов государственной власти выделяются на основе различных критериев, а именно:

1.По иерархической ступени во власти в целом (высшие, низшие и центральные).

2. По способу фактического формирования действующего состава (выборные, избираемые, назначаемые).

3. По нормативной деятельности органов (учреждённые положениями уставов, подзаконных актов, законов, Конституции РФ).

4. По составу кадров (единоличные, коллективные).

5. По способу изъявления воли (коллегиальные, единоначальные).

Все представленные виды органов государственного управления очень часто признаются учеными дополнительными. Это значит, что основная классификация производится на основе иных критериев.

Органы на основе территориального деления

Очень часто выделяют виды органов государственного управления на основе их роли в территориальных масштабах Российской Федерации. В данном случае следует упомянуть о федеративности представленного государства. На основе этого выделяют следующие виды государственных органов Российской Федерации, а именно:

  • Структуры федерального характера. Как правило, те или иные виды федеральных государственных органов выделяют на основе значимости принимаемых ими решений. Если говорить конкретно про общенациональные структуры, то их нормативные требования обязательны для исполнения на всей территории РФ.
  • Система органов власти субъектов федерации также является достаточно важным звеном в процессе реализации функций государства, однако их влияние распространяется лишь на территории отдельных единиц.

Помимо этого, существует также общепринятая система классификации государственных органов, действующая практически во всем мире. Её появление обусловлено принципом разделения властей, придуманным Джоном Локком и Луи Де Монтескье в эпоху Просвещения.

Невзирая на тот факт, что все ведомства выполняют разнообразные функции, которые обуславливают их роль в структуре аппарата страны, они в большей части входят в единый трехэлементный механизм. Он был разработан достаточно давно, как уже было указано в статье.

Чаще всего эта категория называется принципом разделения власти. Согласно ему, все государственные органы разделены между тремя основными направлениями: законодательным, исполнительным и судебным.

В соответствии с этим можно выделить ряд одноименных структур, которые выполняют конкретные функции.

Органы законодательной власти

Как и во всех современных государствах, в Российской Федерации предусмотрен один ключевой орган законодательной власти. Именно он наделен исключительными полномочиями издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции РФ – федеральные законы. Это наиболее легитимный вид юридического правотворчества.

С его помощью осуществляется непосредственное регулирование той или иной сферы общественной жизнедеятельности. На сегодняшний день таковым органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание или же Парламент. В России данная организация состоит из двух палат, а именно: Государственной думы и Совета Федерации.

Следует заметить, что территориальные единицы федерации также имеют свои законодательные органы. Но их спектр полномочий намного меньше, чем у общенационального органа. Как правило, законодательные органы субъектов федерации могут издавать нормативные акты с целью регулирования сугубо территориальных вопросов.

Помимо этого, продукты их правотворчества не должны противоречить действующему федеральному законодательству.

Власть исполнительного характера

Различные виды исполнительных органов государственной власти отвечают за фактическую реализацию законодательства. Систему подобных ведомств возглавляет правительство Российской Федерации. В составе этого органа входят министерства.

В процессе реализации ими своих функциональных задач производится контроль и фактическое исполнение законодательства и отдельных правовых норм. Правительство России также реализует политику в конкретных сферах деятельности.

Например, Министерство Внутренних Дел РФ отвечает за исполнение правоохранительной политики на территории государства.

Существуют определенные виды исполнительных органов государственной власти, структура которых определяется главой страны, то есть, непосредственно Президентом. К числу таковых относятся различного рода службы и агентства.

Судебная власть

Наиболее независимой во многих государствах, в том числе в РФ, является судебная ветвь власти. На неё возлагается важная задача по осуществлению правосудия в государстве и решению тех или иных споров. Судебная система построена на принципе независимости.

То есть она не регулируется никакими иными видами органов власти. Это позволяет производить правосудие объективно и качественно. Судебные органы государственной власти включают в себя массу различных ведомств.

К их числу относится Конституционный суд, Верховный суд, верховные суды республик, окружные, областные суды и т.д.

Нужно отметить тот факт, что судебная власть в некотором роде отвечает за качество государственного законодательства. Ведь органы именно этой ветви осуществляют контроль за соответствием федеральных законов Конституции, а также общим принципам права.

Принципы построения системы органов власти

Представленная выше трехэлементная система органов контроля и координации общества строится на основе принципов. Эти исходные положения фактически обуславливают действенность государственных органов власти.

К их числу относятся принципы демократизма, разделения властей, о котором уже было сказано ранее, и единства системы.

Последняя категория говорит о том, что все без исключения органы взаимосвязаны между собой и подконтрольны друг другу, за исключения судебного блока.

Заключение

В статье мы проанализировали понятие и виды государственных органов, а также ознакомились с их структурой. Следует отметить, что существующая в РФ система координации и регулирования общества и отношений в нем показала себя достаточно эффективной. Поэтому необходимо повсеместно заниматься её модернизацией, дабы власть в государстве действовала еще более качественно.

Источник: https://FB.ru/article/242825/ponyatie-i-vidyi-gosudarstvennyih-organov

Чем отличаются органы государственной власти в РФ

3 виды органов государственной власти российской федерации

Конституция страны определяет устройство государственной власти, систему ее органов. Наличие Основного закона помогает обеспечить эффективность работы государственной машины, которая призвана, прежде всего, защищать права граждан страны.

С помощью Конституции и правовой основы государства выстраиваются отношения между звеньями госструктуры и гражданского общества. Каждый орган государственной власти имеет свои права и обязанности, состоит из подразделений, объединенных одним родом деятельности; обладает материальными средствами.

Все органы государственной власти подчинены задачам государства и его функциям. Они осуществляют общие цели на благо людей.

Основные понятия

Органами государственной власти называют организации (учреждения) власти. Они являются элементами структуры государства, обладают полномочиями в определенных сферах деятельности.

Каждый государственный орган предназначен для управления страной на разных уровнях. Эти организации образуют систему органов государственной власти.

Согласованность взаимодействия системы власти контролируется Президентом РФ, что указано в ст. 80 (часть 2) Конституции.

Признаки государственных органов, отличающие их от негосударственных:

  • наличие властных полномочий;
  • законодательный порядок учреждения органа;
  • определенный набор функций;
  • собственная структура, государственные служащие;
  • наличие материальной базы (финансируется средствами федерального бюджета);
  • осуществление важных государственных задач.

Принципы системы органов власти

В нашей стране система органов государственной власти опирается на принципы, выражающие суть государственного устройства. Все они обозначены в Конституции:

  1. Единство системы. Определяется волей народа и отмечено в статье 11, где перечислены названия органов власти. Статья 3 основного закона гласит: единственным источником власти в стране является народ. Власть может осуществляться как непосредственно (то есть самими гражданами), так и через органы власти. Государственная воля народа поддерживает единство страны и единство органов власти.
  2. Разделение властей. Иными словами – утверждение трех составляющих: законодательной, исполнительной и судебной. Этот принцип зафиксирован в статье 10 Конституции. Отмечается, что государственные органы обладают самостоятельностью. Разделение властей служит гарантом успешной деятельности органов власти и их сотрудничества.
  3. Демократизм. Это служение государственных органов интересам человека (статья 2 Конституции). Никакая национальная, региональная, идеологическая или религиозная принадлежность не является приоритетной. При формировании органов власти применяются свободные выборы, которые выступают как наиболее демократичный метод. По такому методу выбирается Президент страны, депутаты органов власти и местного самоуправления. Избрание проходит при тайном ании и осуществляется посредством всеобщего равного и прямого избирательного права. Демократизм органов власти подразумевает отчетность чиновников и депутатов перед гражданами. В некоторых случаях может быть организован отзыв депутата населением. Это закреплено федеральным законодательством.

Виды органов государственной власти

Классификация органов государственной власти осуществляется по различным критериям.

По разделению властных полномочий

  • законодательные органы;
  • исполнительные органы;
  • судебные органы;
  • избирательные комиссии;
  • прокуратура;
  • органы субъектов Федерации.

В зависимости от позиции в иерархической вертикали

  • высшие органы (Президент, Конституционный Суд, Федеральное Собрание);
  • центральные органы (министерства);
  • территориальные органы (региональные и местные).

По такому же принципу подразделяются органы гос. власти республик, краев, областей в составе РФ.

По первичной нормативной основе:

  • органы, утверждаемые Конституцией (высшие органы власти);
  • органы, формирующиеся согласно президентским и правительственным актам;
  • органы, создаваемые на основании закона (избиркомы).

По кадровому составу

  • единоличные (Президент, главы субъектов РФ);
  • коллективные (Правительство).

По формированию штата

  • выборные органы (Госдума);
  • органы, образованные на основании законодательства (министерства);
  • органы, назначаемые в результате выборов (Уполномоченный по правам человека);
  • смешанные органы (избирательные комиссии).

По осуществлению властных полномочий

  • единоначальные органы (Генеральный прокурор);
  • коллегиальные органы (Госдума, Правительство).

По объему полномочий

  • органы общей компетенции (Правительство, Президент);
  • органы специальной компетенции (министерства, службы).

По охвату территории

  • федеральные органы;
  • органы субъектов РФ.

Система федеральных органов государственной власти

Деятельность органов власти полностью охватывает Российскую Федерацию, включая все ее субъекты, согласно статьям 71 и 72 Конституции РФ. Решения данных учреждений непреложны для всех государственных органов, местного самоуправления и населения страны. Полномочия федеральной власти обеспечивают Президент и Правительство РФ (ст. 78, часть 4 Конституции).

К федеральным органам относятся:

  1. Законодательные органы (Федеральное Собрание – Совфед и Госдума).
  2. Исполнительные органы (Президент, Правительство, министерства, федеральные службы).
  3. Судебные органы (Верховный, Конституционный и Арбитражный суды).
  4. Федеральные органы с особым статусом. Они не вписываются в традиционное деление ветвей власти и имеют свою вертикальную структуру. Среди них: Центральный банк, Счетная палата, ЦИК, Генеральная прокуратура.
  5. Орган учредительной власти. Обладает полномочиями по разработке и изменению основного закона страны. В РФ таким органом является Конституционное собрание, но его функции ограничены одним годом.

Система органов государственной власти субъектов РФ

Организовывается в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Полнота власти этих органов оговаривается в статье 73 Конституции РФ. Их решения являются обязательными для государственных органов, местного самоуправления, должностных лиц и граждан данного субъекта.

На уровне субъектов РФ также происходит разделение органов государственной власти на три ветви:

  1. Законодательные. Их названия могут зависеть от национальных традиций народа. Например, Курултай в Башкортостане, Хасэ в Адыгее.
  2. Исполнительные. К ним относятся: президент республики, губернатор края или области, глава администраций, кабинеты министров и администрации.
  3. Судебные. В их числе конституционные суды и мировые судьи.

Идея разграничения власти на три составляющих служит демократическим принципом существования государства. В нанешнее время наша страна переживает ряд социальных и политических реформ.

Это ведет к улучшению условий для реализации личности в обществе. Само общество становится более демократичным.

Поэтому среди ученых-политологов существует мнение, что, по мере развития демократии, для России можно предсказать более четкое разделение властей.

Источник: http://rrepetitor.ru/politics/chem-otlichayutsya-organy-gosudarstvennoj-vlasti-v-rf/

Органы государственной власти РФ

3 виды органов государственной власти российской федерации

1001student.ru > Обществознание > Органы государственной власти РФ

В каждой стране существует своя система управления обществом, в нашей ее реализуют органы государственной власти РФ. Между ними распределены основные полномочия.

Структура ведомств охватывает полный спектр обязанностей и целей, которые требуется выполнять для сохранения стабильности и устойчивого развития в государстве.

  • Органы государственной власти — определение, признаки и структура
  • Три ветви власти РФ — схема и функции
  • Президент РФ — роль главы государства
  • Федеральное собрание — высший орган законодательной власти
  • Как принимаются федеральные законы
  • Правительство России — исполнительная власть РФ
  • Судебная власть и его роль в государстве

Органы государственной власти — определение, признаки и структура

Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.

К основным признакам относятся:

  • осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта;
  • все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ;
  • выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства;
  • проявляется внутренняя структура и иерархия;
  • принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.

Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:

  • по масштабу: федерального центра и регионов;
  • по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные;
  • по территории: центральные и региональные;
  • по компетенции: общие и отраслевые.

Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.

Три ветви власти РФ — схема и функции

В Российской Федерации развитая демократия, а значит в ней реализуется теория разделения властей.

Основывается она на том, что власть не может быть сконцентрирована в руках единоличного лидера, а должна быть поделена между направлениями власти, которые самостоятельны.

По классической теории, если говорить кратко, к ним относят:

  1. Законодательную – представляет потребности и взгляды граждан и издает законы. Эти задачи возложены на парламент, в нашей стране им является Федеральное Собрание.
  2. Исполнительную – управляет государственными делами. Осуществляет – Правительство с министерствами.
  3. Судебную – контролирует соблюдение законов, к ней относятся суды всех инстанций.

Все три ветви не только действуют исключительно в рамках своей юрисдикции, но и контролируют друг друга. Например, если разработка соотношения доходов и расходов передана Правительству, то утверждением бюджета уполномочена Государственная Дума – нижняя структурная единица парламента.

Особая роль отведена Президенту, который поддерживает равновесие должностных обязанностей.

Президент РФ — роль главы государства

Согласно закону, обладающим высшей юридической силой источником власти в России является ее многонациональный народ, а главным в государстве – Президент.

Выполнение ряда целей и задач возложено исключительно на него:

  • подписание законов федерального уровня – на финальной стадии принятия законопроекта именно подпись Президента ратифицирует нормативный акт;
  • публикация указов и специальных распоряжений;
  • предоставление политического убежища и российского гражданства;
  • реализация помилования и назначение наград;
  • представление на должность глав региональных единиц, а также уполномоченных представителей;
  • верховный главнокомандующий, вследствие чего в случае необходимости вводит военное или чрезвычайное положение и возглавляет командное руководство.

Президент не только определяет общую структуру Правительства, но и вправе назначить и освободить от должности следующих лиц:

  • главу исполнительной власти и его заместителя;
  • министров федерального уровня.

Вместе с другими госорганами обладает возможностью законодательной инициативы.

Федеральное собрание — высший орган законодательной власти

Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.

Федеральное Собрание делится на:

  1. Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
  2. Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.

У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:

  • официальное указание линий между субъектами;
  • решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства;
  • ратификация и денонсация международных нормативных актов.

К задачам ГосДумы относятся:

  • утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов;
  • объявление амнистии;
  • приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.

Как принимаются федеральные законы

Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:

  1. Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
  2. Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
  3. Принятие ГосДумой по анию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проать положительно.
  4. Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
  5. Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
  6. Публикация и реализация.

Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.

Правительство России — исполнительная власть РФ

Как исполнительное подразделение власти занимается претворением в жизнь всех законов на практике.

Так, к основным направлениям и задачам Кабинета Министерств и подчиненных им ведомств относятся:

  • проработка и реализация исполнения бюджета всей России;
  • проведение общей денежно-кредитной политики;
  • реализация одинаковых идей в таких областях как культура и других;
  • управление владениями Федерации.

В систему исполнительной власти также входят правоохранительные органы. Дом Правительства расположен в Москве.

Судебная власть и его роль в государстве

Структура судопроизводства в России выглядит следующим образом:

  • конституционный;
  • общей юрисдикции;
  • арбитражный.

Демократический политический режим предполагает наличие правового государства, в котором есть разделение властей, большой объем прав и свобод граждан, а также политический плюрализм. Все эти параметры соблюдены в России, а структура органов власти не только делает их независимыми друг от друга, но и исключает возможность сосредоточения власти в руках одного человека или группы лиц.

Официальный сайт всех органов отражает информацию об их полномочиях и дает возможность сделать онлайн обращение.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf.html

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

3 виды органов государственной власти российской федерации

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке госруководства обществом.

Признаки государственного органа

Раскрыть вышеприведенное понятие будет проще через специфические признаки, отличающие государственный орган от прочих госорганизаций. Так, всякий государственный орган:

  • исполняет функций от имени государства (страны в целом или субъекта РФ);
  • создан в порядке, предусмотренном Конституцией РФ;
  • действует на основе законодательства РФ;
  • обладает определенной компетенцией;
  • обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции;
  • исполняет функции и поставленные задачи только в пределах своей компетенции;
  • обладает организационной обособленностью;
  • осуществляет деятельность в формах и методами, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Деятельность каждого государственного органа регламентируется специальным нормативным актом: например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ или «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации…», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219.

То есть, высшие органы функционируют обычно на основе федерального конституционного закона (в регионах соответственно – регионального закона), а министерства и ведомства – на основе постановления высшего органа исполнительной власти (на федеральном уровне, т.е.

Правительства РФ или региональном – правительства и администрации субъектов РФ).

Найти все законы и постановления, регулирующие работу госорганов можно в ситсеме КонсультантПлюс – оформляйте бесплатный доступ.

Виды государственных органов

Органы государственной власти можно классифицировать по различным основаниям, и главные из них мы рассмотрим ниже.

По основной функции

Согласно Конституции РФ по месту в системе разделения власти в нашей стране выделяют 3 ветви власти:

  • Законодательную — выборные, представительные органы государственной власти, осуществляющие законотворческую деятельность, а также ряд других смежных функций. Среди них — принятие бюджета, участие в формировании Правительства РФ, контроль деятельности других госорганов и др. К этой ветви власти относится Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов.
  • Исполнительную. Исполнительные органы государственной власти реализуют исполнение законов (в т. ч. посредством издания собственных подзаконных актов). Формируются различными путями: на основе выборов, путем назначения, по конкурсу и др. К таким госорганам относятся Правительство РФ, высшее руководство субъектов РФ и др.
  • Судебную. К этой ветви власти относятся государственные органы, осуществляющие правосудие: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции различных уровней.

Обратите внимание! Особое место в структуре государственных органов занимает Президент РФ, который находится вне системы разделения властей на ветви. Глава государства координирует и согласовывает работу законодательной, исполнительной и судебной властей между собой.

По объему властных полномочий

В зависимости от широты границ, в пределах которых распространяется властное влияние государственного органа, выделяют следующие госорганы:

  • Высшие. Распространяют свою власть на всю территорию РФ и все находящиеся в пределах границ страны субъекты. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд.
  • Центральные. Их зона влияния охватывает всю территорию страны, но оно ограничено узкой сферой их компетенции. Это различные министерства и ведомства.
  • Территориальные. Их власть имеет силу на территории отдельных регионов или муниципальных образований. Это органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По способу формирования членского состава государственного органа

По этому основанию госорганы подразделяются:

  • На выборные. Назначаются путем избрания гражданами или другими выборными лицами или органами на установленный срок. Например, Госдума РФ, Президент РФ, представительные органы субъектов РФ.
  • Назначаемые. Претенденты назначаются уполномоченными лицами или госорганами. Например, уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Президентом РФ (ст. 3 закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» от 27.12.2018 № 501-ФЗ).

По количественному составу

В зависимости от численности субъектов, являющихся членами государственного органа, последние подразделяют:

  • на единоличные (например, Президент РФ);
  • коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ и др.).

Обратите внимание! В основе данной классификации лежит не столько количественный состав, сколько способ принятия решения государственным органом. Так, единоличный орган принимает решение самостоятельно, посредством императивного волеизъявления. Коллегиальные органы госвласти же обычно принимают решение путем ания.

Тот факт, что единоличный орган уполномочен принимать решение в пределах своей компетенции самостоятельно, еще не означает, что при нем не могут существовать различные совещательные структуры, вспомогательные подразделения.

Например, администрация Президента РФ — пример коллегиального подразделения при единоличном государственном органе.

По способу возникновения

По способу возникновения органы госвласти РФ дифференцируются на такие группы, как:

  • Первичные. Отличаются тем, что не созданы никакими другими государственными органами. Они появляются либо посредством избрания, либо в порядке наследования. Например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
  • Производные. Создаются первичными государственными органами, ими же наделяются и властными полномочиями. К таким госорганам относятся, например, прокуратура РФ, различные ведомства и др.

По широте границ компетенции

Данный критерий позволяет выделить:

  • Госорганы общей компетенции. В пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам. Например, Правительство РФ.
  • Госорганы специальной компетенции. Специализируются на исполнении одной определенной функции. К таким госорганам относятся министерства.

По срокам полномочий

По срокам полномочий органы государственной власти могут быть:

  • Постоянными. Создаются без ограничения срока действия. Например, министерства и ведомства действуют на постоянной основе (по крайней мере, при создании срок действия таких госучреждений обычно не ограничивается).
  • Временными. Создаются на определенный срок. Например, на основании утвержденного Президентом РФ положения на территории, где введено чрезвычайное положение, создается специальный орган управления территории — на время введения чрезвычайного положения (ст. 24 закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).

Президент РФ

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ).

Обратите внимание! Президент определяет направления внутренней и внешней политики страны, представляет страну во внутренних и внешних правоотношениях. Это единоличный орган власти, избираемый на основе всеобщего тайного ания.

Место Президента РФ в общей структуре федеральных органов государственной власти представлено на схеме.

Органы государственной власти: законодательная власть

Основная функция органов законодательной власти — осуществление правотворчества. Высший орган законодательной власти в России представлен Федеральным Собранием — парламентом (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — постоянно действующий орган, который состоит из двух палат (ст. 95 Конституции РФ):

  • Совет Федерации — верхняя палата. В его состав входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. На данный момент в РФ всего 85 субъектов. Об административно-территориальном устройстве нашей страны читайте в статье «Административно-территориальное устройство РФ». Также в состав Совета Федерации входят представители РФ, назначаемые Президентом. Число таких представителей не должно превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих субъекты РФ. Учитывая, что в настоящий момент от субъектов представлено 170 членов Совета Федерации, число представителей РФ не должно превышать 17 человек.
  • Государственная Дума — нижняя палата. Состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на 5 лет, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 96).

Важно! Один и тот же гражданин не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы.

Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер). В некоторых ситуациях палаты собираются совместно. Например, для заслушивания посланий Президента, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы, т. е. право предлагать свои поправки в действующее законодательство, новые нормы и законы, принадлежит (ст. 104 Конституции РФ):

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • Депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Высшему судам РФ (по вопросам их ведения).

Законопроекты для рассмотрения вносятся в Госдуму. Ознакомиться с перечнем проектов законов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, а также проследить их движение можно в системе «Законотворчество» по ссылке.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти

Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).

Органы исполнительной власти

Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:

  • Председатель;
  • заместители Председателя;
  • федеральные министры.

Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ по согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и распускает Госдуму, после чего объявляются новые выборы (в Госдуму, ст. 111 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см.

, например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок.

Также Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей и федеральных министров.

Общие функции Правительства РФ:

  • разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
  • обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в сфере просвещения, медицины, культуры и т. д.;
  • управление госсобственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.

Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе III закона «О правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.

Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований после роспуска прежнего состава Правительства).

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти представлены не только на федеральном, но и на региональном (власть субъекта РФ) и местном уровне (органы местного самоуправления). Подробнее об органах местного самоуправления читайте нашу статью “Местное самоуправление – что это и как соотносится с государственной властью”.

Госорганы в субъекте РФ — это образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте РФ.

Например, система органов госвласти субъекта РФ включает:

  • высший единоличный орган управления (президент республики, губернатор или глава региона);
  • законодательный представительный орган (например, областная дума и др.);
  • орган исполнительной власти (например, правительство или администрация субъекта РФ, комитеты, департаменты, управления и др.);
  • органы судебной власти (например, областной суд и др.; в некоторых регионах есть свои верховные суды, например Верховный суд Республики Татарстан и т. д.).

Обратите внимание! Полномочия органов государственной власти РФ на уровне субъекта РФ распространяются на территорию соответствующего региона.

***

Итак, мы рассмотрели, что такое государственный орган, виды госорганов, а также устройство системы государственных органов власти РФ. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf-sistema-polnomochiya-vidy/

Все о правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: