- Государственное и административное принуждение: понятие, признаки, виды
- Административное принуждение как один из основных видов государственного управления
- Классификация мер административного принуждения
- Меры административного принуждения: понятие, классификация, порядок применения
- Предупредительные меры
- Пресекательные меры
- Обеспечительные меры
- Меры административной ответственности
- Административно-восстановительные меры
- Применение мер административного принуждения
Государственное и административное принуждение: понятие, признаки, виды
Определение 1
Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.
К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:
- Разновидность социального принуждения;
- На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
- Правовая опосредованность, носит правовой характер;
- Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
- Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
- Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
- Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.
Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:
- Административное принуждение;
- Уголовное принуждение;
- Принуждение гражданско-правового характера;
- Дисциплинарное принуждение.
Административное принуждение как один из основных видов государственного управления
Определение 2
Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Характерными чертами административного принуждения являются:
- Основано на нормах административного права;
- Применение как физическими лицами, так и юридическими;
- Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
- Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
- Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
- Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
- Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
- Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.
Опиши задание
Классификация мер административного принуждения
Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.
К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:
- Характер и специфика воздействия;
- Субъект применения;
- Нормативные основания;
- Сфере влияния;
- Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.
По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.
В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.
Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.
По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.
Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.
Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.
Целевая категория включает в себя следующие составляющие:
- Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
- Предупреждение правовых нарушений;
- Восстановление нарушенного состояния;
- Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
- Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.
Замечание 1
Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.
Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.
Стадиями меры принуждения являются:
- Проведение анализа возникшей ситуации;
- Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
- Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
- Применение меры административного принуждения на практике;
- Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
- Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.
Вывод 1
Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/gosudarstvennoe-i-administrativnoe-prinuzhdenie/
Меры административного принуждения: понятие, классификация, порядок применения
Административное принуждение — вид принуждения, регулируемый административным законодательством. Оно используется государственными органами в связи с совершением правонарушения.
Меры административного принуждения (или виды административного принуждения) — комплекс мероприятий, проводимых властными органами. Их целью служит предупреждение, пресечение правонарушения, привлечение виновного лица к ответственности.
Меры административно-правового принуждения регулируются КоАП, но не только: они также содержатся в других кодексах, законах: Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ и пр.
- урегулированы нормами административного права (КоАП РФ,);
- направлены на поддержание правопорядка и охрану общественных отношений;
- менее суровы по сравнению с мерами уголовного принуждения;
- предусмотрены как в отношении лиц, совершивших правонарушение, так и в качестве предупреждения его совершения, например в разгар стихийных бедствий.
Обратите внимание! Эти меры применяют в отношении как физических, так и юридических лиц. Их законность обеспечивает возможность обжалования и жесткий прокурорский надзор.
Предупредительные меры
Предупредительные меры — мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушения, возникновения неблагоприятных для общества либо конкретного лица обстоятельств. Их применяют при отсутствии факта правонарушения.
К административно-предупредительным мерам принуждения относят:
- объявление карантина (специального режима нахождения) на определенной территории с целью предупреждения распространения заболевания или прочих неблагоприятных эпидемиологических обстоятельств;
- досмотр вещей при перемещении через границу (таможенный досмотр) с целью предупреждения незаконного ввоза (вывоза) товаров и прочих запрещенных предметов;
- перекрытия участков дорог с целью обеспечения безопасности участников движения в случае аварии или участников массовых мероприятий при проведении митингов, шествий;
- принудительную эвакуацию граждан из аварийных домов или мест стихийных бедствий.
Пресекательные меры
Меры административного пресечения призваны прекратить правонарушение. В целях пресечения совершаемого противоправного деяния допустимы способы и средства принудительного воздействия.
Выделим следующие виды пресекательных мер:
- личного характера (задержание);
- имущественного характера (изъятие орудия правонарушения);
- технического характера (запрет на эксплуатацию);
- финансового характера (приостановка финансовых операций, арест счета);
- санитарно-эпидемиологического характера (остановка работы предприятия вследствие нарушения санитарных норм);
- лицензионно-разрешительного характера (аннулирование лицензии, разрешения на ведение деятельности).
Важно! К мерам пресечения, помимо общих, относят меры физического воздействия, применяемые непосредственно к личности:
- задержание;
- личный досмотр;
- отстранение от работы;
- помещение в медицинское учреждение;
- применение оружия.
Обеспечительные меры
Обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности всестороннего рассмотрения правонарушения, изучения обстоятельств его совершения. Их цель — вынесение справедливого решения.
Их применение дает возможность лицу, в ведении которого находится рассмотрение административного дела:
- установить личность нарушителя;
- изучить обстоятельства дела;
- определить круг лиц, причастных к правонарушению;
- выявить обстоятельства, смягчающие вину нарушителя либо препятствующие рассмотрению дела.
К таким мерам, в частности, относят:
- доставление;
- изъятие товаров, предметов, вещей и документов;
- запрет деятельности (в т. ч. управления транспортным средством);
- привод;
- освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние алкогольного опьянения;
- помещение иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы РФ, в специальное учреждение;
- арест имущества (в целях обеспечения исполнения наказания по ст. 19.28 КоАП РФ)
Обратите внимание! Одни и те же меры могут применяться как с пресекательной, так и с обеспечительной целью. Например, административное задержание, личный досмотр и изъятие предметов, причастных к совершенному правонарушению.
Меры административной ответственности
К мерам принуждения, обеспечивающим справедливое наказание за совершенное деяние, в административном праве относят меры административной ответственности.
Важно! Административное наказание назначается только в отношении лица, вина которого в правонарушении доказана с учетом гарантированной ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) презумпции невиновности.
КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физлицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Административно-восстановительные меры
Административно-восстановительные меры принуждения направлены на принудительное восстановление права, нарушенного в результате противоправного деяния. На лицо, совершившее деяние, накладывают обязанность выполнить определенное действие. Например:
- вернуть неправомерно растраченные денежные средства;
- снести незаконно возведенное строение;
- выселиться из незаконно занятого помещения;
- возместить причиненный ущерб.
Применение мер административного принуждения
Порядок применения мер административного принуждения можно разделить на следующие стадии:
- правовой анализ ситуации;
- выбор нужной меры;
- оформление выбранной меры в соответствии с процессуальным порядком;
- применение избранной меры;
- анализ эффективности использованной меры.
По субъекту применения меры подразделяют на внесудебные (административные) и судебные.
В ст. 23.1 КоАП РФ перечислены меры, применение которых относится к юрисдикции суда.
К примеру, суд выносит решение о лишении права управлять транспортным средством в отношении нарушителя, привлеченного по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
В этом случае сотрудник ГИБДД, выявивший состав административного проступка, составляет протокол об административном правонарушении и передает дело в мировой суд по месту выявления проступка.
На основании полученных материалов судья выносит мотивированное решение о привлечении лица к административной ответственности или его освобождении.
Применение таких мер ответственности, как штраф или предупреждение, относится к компетенции должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Например, за курение табака в неположенном месте, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составит инспектор государственного пожарного надзора. Это право предоставлено ему ст. 23.34 КоАП РФ. А за нарушение правил подачи таможенной декларации (ст. 16.2 КоАП РФ) штраф наложат сотрудники таможни в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ.
***
В нашей статье приведены 2 основные классификации. Какие еще меры административного принуждения существуют? Например, их можно разделить по субъекту применения на индивидуальные и коллективные.
По характеру воздействия — на меры психического, физического, материального, имущественного воздействия и т. д. Узнать об этом подробнее мы советуем в системе КонсультантПлюс – там собраны учебники и статьи ведущих правоведов в области административного права.
Если у вас нет доступа в систему, оформляйте бесплатный доступ на 2 дня.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: https://rusjurist.ru/studentu/chto-takoe-mery-administrativnogo-prinuzhdeniya-i-kak-ih-primenyayut/