Административное принуждение понятие

Государственное и административное принуждение: понятие, признаки, виды

Административное принуждение понятие

Определение 1

Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.

К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:

  • Разновидность социального принуждения;
  • На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
  • Правовая опосредованность, носит правовой характер;
  • Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
  • Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
  • Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
  • Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.

Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:

  • Административное принуждение;
  • Уголовное принуждение;
  • Принуждение гражданско-правового характера;
  • Дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение как один из основных видов государственного управления

Определение 2

Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Характерными чертами административного принуждения являются:

  • Основано на нормах административного права;
  • Применение как физическими лицами, так и юридическими;
  • Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
  • Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
  • Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
  • Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
  • Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
  • Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.

Опиши задание

Классификация мер административного принуждения

Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.

К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:

  • Характер и специфика воздействия;
  • Субъект применения;
  • Нормативные основания;
  • Сфере влияния;
  • Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.

По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.

В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.

Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.

По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.

Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.

Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.

Целевая категория включает в себя следующие составляющие:

  • Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
  • Предупреждение правовых нарушений;
  • Восстановление нарушенного состояния;
  • Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
  • Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.

Замечание 1

Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.

Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.

Стадиями меры принуждения являются:

  • Проведение анализа возникшей ситуации;
  • Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
  • Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
  • Применение меры административного принуждения на практике;
  • Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
  • Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.

Вывод 1

Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/gosudarstvennoe-i-administrativnoe-prinuzhdenie/

Меры административного принуждения: понятие, классификация, порядок применения

Административное принуждение понятие

Административное принуждение — вид принуждения, регулируемый административным законодательством. Оно используется государственными органами в связи с совершением правонарушения.

Меры административного принуждения (или виды административного принуждения) — комплекс мероприятий, проводимых властными органами. Их целью служит предупреждение, пресечение правонарушения, привлечение виновного лица к ответственности.

Меры административно-правового принуждения регулируются КоАП, но не только: они также содержатся в других кодексах, законах: Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ и пр.

  • урегулированы нормами административного права (КоАП РФ,);
  • направлены на поддержание правопорядка и охрану общественных отношений;
  • менее суровы по сравнению с мерами уголовного принуждения;
  • предусмотрены как в отношении лиц, совершивших правонарушение, так и в качестве предупреждения его совершения, например в разгар стихийных бедствий.

Обратите внимание! Эти меры применяют в отношении как физических, так и юридических лиц. Их законность обеспечивает возможность обжалования и жесткий прокурорский надзор.

Предупредительные меры

Предупредительные меры — мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушения, возникновения неблагоприятных для общества либо конкретного лица обстоятельств. Их применяют при отсутствии факта правонарушения.

К административно-предупредительным мерам принуждения относят:

  • объявление карантина (специального режима нахождения) на определенной территории с целью предупреждения распространения заболевания или прочих неблагоприятных эпидемиологических обстоятельств;
  • досмотр вещей при перемещении через границу (таможенный досмотр) с целью предупреждения незаконного ввоза (вывоза) товаров и прочих запрещенных предметов;
  • перекрытия участков дорог с целью обеспечения безопасности участников движения в случае аварии или участников массовых мероприятий при проведении митингов, шествий;
  • принудительную эвакуацию граждан из аварийных домов или мест стихийных бедствий.

Пресекательные меры

Меры административного пресечения призваны прекратить правонарушение. В целях пресечения совершаемого противоправного деяния допустимы способы и средства принудительного воздействия.

Выделим следующие виды пресекательных мер:

  • личного характера (задержание);
  • имущественного характера (изъятие орудия правонарушения);
  • технического характера (запрет на эксплуатацию);
  • финансового характера (приостановка финансовых операций, арест счета);
  • санитарно-эпидемиологического характера (остановка работы предприятия вследствие нарушения санитарных норм);
  • лицензионно-разрешительного характера (аннулирование лицензии, разрешения на ведение деятельности).

Важно! К мерам пресечения, помимо общих, относят меры физического воздействия, применяемые непосредственно к личности:

  • задержание;
  • личный досмотр;
  • отстранение от работы;
  • помещение в медицинское учреждение;
  • применение оружия.

Обеспечительные меры

Обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности всестороннего рассмотрения правонарушения, изучения обстоятельств его совершения. Их цель — вынесение справедливого решения.

Их применение дает возможность лицу, в ведении которого находится рассмотрение административного дела:

  • установить личность нарушителя;
  • изучить обстоятельства дела;
  • определить круг лиц, причастных к правонарушению;
  • выявить обстоятельства, смягчающие вину нарушителя либо препятствующие рассмотрению дела.

К таким мерам, в частности, относят:

  • доставление;
  • изъятие товаров, предметов, вещей и документов;
  • запрет деятельности (в т. ч. управления транспортным средством);
  • привод;
  • освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние алкогольного опьянения;
  • помещение иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы РФ, в специальное учреждение;
  • арест имущества (в целях обеспечения исполнения наказания по ст. 19.28 КоАП РФ)

Обратите внимание! Одни и те же меры могут применяться как с пресекательной, так и с обеспечительной целью. Например, административное задержание, личный досмотр и изъятие предметов, причастных к совершенному правонарушению.

Меры административной ответственности

К мерам принуждения, обеспечивающим справедливое наказание за совершенное деяние, в административном праве относят меры административной ответственности.

Важно! Административное наказание назначается только в отношении лица, вина которого в правонарушении доказана с учетом гарантированной ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) презумпции невиновности.

КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физлицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Административно-восстановительные меры

Административно-восстановительные меры принуждения направлены на принудительное восстановление права, нарушенного в результате противоправного деяния. На лицо, совершившее деяние, накладывают обязанность выполнить определенное действие. Например:

  • вернуть неправомерно растраченные денежные средства;
  • снести незаконно возведенное строение;
  • выселиться из незаконно занятого помещения;
  • возместить причиненный ущерб.

Применение мер административного принуждения

Порядок применения мер административного принуждения можно разделить на следующие стадии:

  • правовой анализ ситуации;
  • выбор нужной меры;
  • оформление выбранной меры в соответствии с процессуальным порядком;
  • применение избранной меры;
  • анализ эффективности использованной меры.

По субъекту применения меры подразделяют на внесудебные (административные) и судебные.

В ст. 23.1 КоАП РФ перечислены меры, применение которых относится к юрисдикции суда.

К примеру, суд выносит решение о лишении права управлять транспортным средством в отношении нарушителя, привлеченного по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

В этом случае сотрудник ГИБДД, выявивший состав административного проступка, составляет протокол об административном правонарушении и передает дело в мировой суд по месту выявления проступка.

На основании полученных материалов судья выносит мотивированное решение о привлечении лица к административной ответственности или его освобождении.

Применение таких мер ответственности, как штраф или предупреждение, относится к компетенции должностных лиц уполномоченных государственных органов.

Например, за курение табака в неположенном месте, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составит инспектор государственного пожарного надзора. Это право предоставлено ему ст. 23.34 КоАП РФ. А за нарушение правил подачи таможенной декларации (ст. 16.2 КоАП РФ) штраф наложат сотрудники таможни в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ.

***

В нашей статье приведены 2 основные классификации. Какие еще меры административного принуждения существуют? Например, их можно разделить по субъекту применения на индивидуальные и коллективные.

По характеру воздействия — на меры психического, физического, материального, имущественного воздействия и т. д. Узнать об этом подробнее мы советуем в системе КонсультантПлюс – там собраны учебники и статьи ведущих правоведов в области административного права.

Если у вас нет доступа в систему, оформляйте бесплатный доступ на 2 дня.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/chto-takoe-mery-administrativnogo-prinuzhdeniya-i-kak-ih-primenyayut/

Все о правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: