Акт обладающий высшей юридической силой

Содержание
  1. Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой – Секреты права
  2. Какой нормативный правовой акт имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации?
  3. Конституция российской федерации
  4. Муниципальное образование город Пермь
  5. Конституционный контроль – необходимый элемент обеспечения верховенства конституции
  6. Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?
  7. Что такое правовой акт?
  8. Правовые акты: кто сильнее?
  9. Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
  10. Иерархия законов по юридической силе
  11. Иерархия подзаконных актов
  12. Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
  13. Соотношение общих и специальных норм права
  14. 6.2. Закон – акт высшей юридической силы
  15. 2. По субъектам законотворчества:
  16. 3. По сроку действия:
  17. 6.3. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
  18. Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой
  19. 2. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение
  20. Юридическая сила нормативных правовых актов
  21. Классификация и юридическая сила нормативных актов
  22. В арбитражном процессе

Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой – Секреты права

Акт обладающий высшей юридической силой

Формирование правового государства связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина.

Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.

Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Закон является главной разновидностью нормативно-правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона.

1) Принимается специально уполномоченными органами;

2) Принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

3) Регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

4) Общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения;

6) Обладает высшей юридической силой;

7) Выражает волю и интересы народа.

Все эти признаки закона существуют не изолировано, а в единстве. Их нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

– Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) – федеральные и федерально-конституционные законы России;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы субъектов федерации.

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

– вопросы конституционного характера;

– порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– порядок создания и деятельности общественных организаций;

– ключевые вопросы в области экономики;

– вопросы обороны и безопасности;

– принятие и изменение бюджета;

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

– он занимает главное (после конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;

– положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.

Какой нормативный правовой акт имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации?

а) федеральный конституционный закон;

б) международный договор;

в) Конституция РФ.

6. Термины «конституционное право» и «государственное право» используются как:

б) исторически сложившиеся в разных странах для обозначения одной отрасли права;

в) как частное и общее.

7. Термины «конституционный контроль» и «конституционный надзор» должны восприниматься как:

а) соответственно частное и общее;

б) имеющие различное содержание;

в) в принципе несопоставимые.

В чем заключается отличительная особенность конституционно-правовых норм?

а) высшая юридическая сила;

б) обязательность опубликования;

в) необходимость знания всеми гражданами РФ.

Тема 2. Конституция Российской Федерации и ее развитие

Когда была принята действующая Конституция РФ?

а) 12 апреля 1978 г.

б) 12 июня 1993 г.

в) 12 декабря 1993 г.

Чью волю выражает Конституция РФ?

в) российского многонационального народа.

3. Что означает термин «пересмотр Конституции РФ»?

б) принятие новой Конституции;

в) отмену действующей Конституции.

4. Конституция РФ 1993-го года состоит из:

а) глав, параграфов, статей;

б) двух разделов, глав, статей;

в) преамбулы, двух разделов, глав, статей.

5. Какая глава Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию?

Какие главы содержит Конституция РФ?

а) основы конституционного строя РФ;

б) Прокуратура РФ;

в) местное самоуправление;

г) Уполномоченный по правам человека.

7. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить:

б) Совет Федерации;

в) Государственная Дума;

г) политические партии;

д) Правительство РФ;

е) законодательные органы государственной власти субъектов РФ;

ж) группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы РФ.

8. Положения гл. 1, 2, и 9 Конституции РФ:

а) Могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ;

б) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ,

в) частично могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.

9. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются:

а) большинством “не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и не требуют одобрения органами законодательной власти субъектов РФ;

б) большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти субъектов РФ.

Какие юридические свойства присущи Конституции РФ 1993г?

б) прямое действие;

в) октроированная конституция;

е) высшая юридическая сила.

Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?

б) многонациональный народ РФ;

в) Государственная Дума.

2. Что является высшим непосредственным выражением власти народа согласно Конституции РФ?

а) деятельность государственных органов;

б) референдум и свободные выборы;

в) судебная защита прав граждан.

а) унитарное государство с монархической формой правления;

б) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

в) демократическое федеративное государство с монархической формой правления.

4. Светский характер РФ проявляется в:

а) отделении церкви от государства;

б) преподавании в школе знаний о религии;

в) обязанности всех граждан исповедовать определенную религию.

5. Высшей ценностью в России, согласно Конституции РФ является:

Конституция российской федерации

Конституция представляет собой нормативно – правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий отношения, возникающие между человеком (обществом) и государством, а также устанавливающий основы организации самого государства.

Исходя из этого можно заключить, что приобретенная цель конституции связана с ограничением произвола публичной власти в отношении прав и свобод человека.

Действующая Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года всенародным анием (референдум) и получила одобрение народа.

Муниципальное образование город Пермь

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ — это часть системы органов местного (городского) самоуправления. Местное (городское) самоуправление — форма осуществления народом своей власти для решения вопросов местного значения (ст. 8 Устава города Перми) исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

1.

Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Конституционный контроль – необходимый элемент обеспечения верховенства конституции

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем докладе «Наша главная цель – решительное продвижение по пути развития, демократического обновления и модернизации страны» на торжественном собрании, посвященном 22-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, подчеркнул, что «.

день принятия Конституции Узбекистана – 8 декабря 1992 года – останется в нашей истории как знаменательная дата, как праздник, заложивший фундамент построения независимого демократического государства с социально-ориентированной рыночной экономикой и формирования гражданского общества, где главной целью становится обеспечение интересов, прав и свобод человека, верховенства закона, равенства перед ним всех граждан страны.

Источник: https://detalsystem.online/kakoj-normativnyj-akt-obladaet-vysshej-juridicheskoj-siloj.html

Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?

Акт обладающий высшей юридической силой

Правила, которые устанавливает государство, многолики. Арсенал власти не ограничивается только законами и судебными решениями.

Чтобы механизм регулирования отношений работал слаженно, нужна иерархия — один акт должен подчиняться другому. Граждане, которые не имеют юридической подготовки, слабо представляют себе структуру правовых актов в России.

Юридическая консультация — надежный способ выявить место конкретного правового акта в общей системе.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 45 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое правовой акт?

Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:

  • официальностью;
  • юридической силой;
  • направленностью на конкретных субъектов.

Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.

Есть следующие типы актов:

  • нормативные (НПА);
  • подзаконные;
  • индивидуальные.

НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.

Правовые акты: кто сильнее?

Чтобы понять, какой правовой акт обладает высшей юридической силой, необходимо детальнее разобраться с разновидностями издаваемых документов. Юридическая сила документации в России подчинена строгой иерархии.

Начнем с индивидуальных правовых актов, ключевым признаком которых является однократное властное решение. Такой документ называется индивидуальным, так как он направлен на конкретного субъекта.

Действие акта прекращается после окончания регулируемых отношений. Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта.

Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

Следующий тип — подзаконные акты, которые регулируют определенную область общественных отношений. Примеры:

  • указы Президента РФ;
  • приказы министерств;
  • постановления Правительства РФ.

Их смысл — урегулировать конкретные вопросы и установить порядок в узкой области человеческих отношений. Подзаконные акты принимаются только компетентными государственными органами и местным самоуправлением.

НПА в системе иерархии занимают центральное место. Именно они играют ключевую роль в определении высшей юридической силы конкретного документа.

Нормативный правовой акт издается в виде федеральных законов (ФЗ). Смысл законов — установить фундаментальные правила общественных отношений.

В отличие от индивидуальных решений, нормативные не направлены на отдельных субъектов. Они воздействуют на неопределенный круг лиц.

Но федеральные законы бывают разными. В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России.

Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Классические нормативные акты в виде законов не могут менять содержание Конституции РФ — им не хватит юридической силы.

Единственная разновидность правовых актов, которая может добавлять и менять содержание Конституции РФ — это федеральные конституционные законы (ФКЗ).

Теперь, когда известны особенности каждого типа актов, можно составить конкретную систему и определить юридическую силу. В России действует следующая иерархия:

  1. Конституция РФ.
  2. ФКЗ.
  3. ФЗ.
  4. Подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  5. Решения.

Среди всех правовых актов наивысшей силой обладает Конституция РФ. Ей подчинены все остальные документы. Сам Основной закон вне конкуренции. После Конституции РФ идут законы.

Различные постановления и приказы называются подзаконными не просто так. Такое наименование напрямую указывает на их подчиненность законам.

Чем обширнее охват правового акта, тем большей силой он обладает. Нетрудно проследить, что иерархия начинается с наиболее общих принципов общественных отношений и заканчивается индивидуальными властными решениями, которые затрагивают лишь отдельных субъектов.

На практике однако существуют постоянные споры по поводу юридической силы двух, казалось бы, равнозначных правовых актов.

К примеру, что обладает большей правовой силой — Гражданский Кодекс РФ или Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью? Чтобы разобраться, какой из актов обладает высшей юридической силой по сравнению с другим, стоит обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

Источники:

Виды правовых актов

Конституция РФ

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/kakoi-pravovoi-akt-obladaet-vysshei-yuridicheskoi-siloi/

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Акт обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

6.2. Закон – акт высшей юридической силы

Акт обладающий высшей юридической силой

Закон– это нормативно-правовой акт,который обладает высшей юридическойсилой, принимается в особом порядке ирегулирует наиболее важные общественныеотношения.

Признакизакона:

1)верховенство– принимается высшимипредставительными органами государственнойвласти (Верховная Рада Украины) либо впорядке референдума непосредственнонародом. Обладает высшей юридическойсилой по отношению ко всем иным нормативнымактам;

2)непререкаемость– иныенормативно-правовые акты не должныпротиворечить закону, изменять егосодержание в порядке так называемой«конкретизации». Законы, в свою очередь,принимаются на основании и во имяисполнения Конституции;

3)генеральность– регулирует наиболееважные общественные отношения (ст. 92Конституции Украины);

4) особая процедура принятия, измененияи отмены (ст. 94, 154-159 КонституцииУкраины). Никто не вправе отменить илиизменить закон, кроме органа, егопринявшего, с соблюдением строгорегламентированной процедуры. Актреферендума может быть изменен тольков результате референдума.

Законыподразделяются:

1.По значению и месту в системезаконодательства:

Конституция Украины –ОсновнойЗакон Украи­ны (принята на пятой сессииВерховной Рады Украины 28 июля 1996 года);

конституционные законы:

а)непосредственно направленные наизменение дей­ствую­щей Конституции(раздел XIII Конституции);

б) направленныена дальнейшее развитие конституци­онныхнорм как в рамках Конституции, так исамостоя­тельно (например, законы «Огражданстве Украины», «О КонституционномСуде Украины» и др.);

обыкновенные или текущие законы,регулирующие иные значимые общественныеотношения и направленные, в первуюочередь, на обеспечениеи защиту основных прав и свобод личности.

2. По субъектам законотворчества:

принимаемые Верховной Радой Украины;

принимаемые в порядке референдуманародом.

3. По сроку действия:

­­­постоянные (вплоть до отмены);

временные (например, Закон «Обюджете на 2002 год»). К последним можноотнести обнародованные законы, изданиекоторых предусмотрено Конституцией.

4.По отраслевой принадлежности(содержащие нормы конституционного,гражданского, экологического, уго­ловногопра­ва и т. п.).

6.3. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правового актаво времениобусловлено вступлениемего в силу и утратой силы.

Актывступают в силу:

смомента их официального принятия;

смомента наступления срока, указанногов самом акте;

смомента опубликования;

по истеченииопределенного срока после их опублико­вания(обнародования).Часть 5 ст. 94Конституции Украины гласит, что законвступает в силучерез 10 днейсо дня его официального обнародования,если иное не предусмотрено самим законом,но не ранее дня его опубликования.

Постановления ираспоряжения правительства, ведом­ственныенормативные акты вступают в силу содня присвое­ния им порядкового номерагосударственной регистрации, если всамом акте не установлен более позднийсрок вступления в силу.

Нормативныеакты утрачивают юридическую силупо раз­лич­ным основаниям:

1) еслиакт был издан на определенный срок, онпере­стает действовать по истеченииэтого срока;

2) об отмене прежнего нормативного актауказывает­ся в новом акте, заменяющемстарый, либо в специальном перечнеактов, отменяемых в связи с принятиемновых ак­тов (к примеру, переченьзаконов, утративших силу, в Ве­домостяхВерховной Рады Украины);

3) всвязи с изменением или прекращениемотношений,ре­гулиру­е­мыхнормативным актом, он фактически теряетсилу.

Какправило, нормативные актыне имеютобратной силы.Например, если совершено преступление,когда действовал еще не отмененныйзакон, дело должно решаться подействовавшему ранее закону, хотя намо­мент расследования дела закон ужеотменен.

По украинскому законодательству обратнуюсилу имеют законы, смягчающие илиустраняющиеуголовную и административнуюответственность.

Другой исключительный случай –«переживание» ста­рого нормативногоакта, который формально уже отменен ине должен действовать, но продолжаетдействовать по спе­циальному указанию.К примеру, после распада СССР Вер­ховнаяРада Украины 12.09.

1991 г.

приняла постановлениео порядке временно­го действия натерритории Украины от­дельных актовзаконодательства Союза ССР, если онине противоречат законодательствуУкраины и по этим вопросам отсутствуютсоответствующие нормативно-правовыеакты.

Действиенормативных актов в пространствесвязывается с распространением его натерриторию всего государства илиопределенную его часть (АвтономнаяРеспублика Крым).

Территориягосударства включает в себя:

– земнуютерриторию, ее недра, внутреннее водноепространство;

–территориальные воды в пределах 12морских миль;

–воздушное пространство в пределахграницы государства (на высоте до 35километров);

–территории посольств и консульств;

–воздушные и морские суда военного игражданского флота, находящиеся воткрытом море или воздухе под флагомили гербом государства;

–космические объекты под флагом илигербом государства;

–трубопроводы,подводные кабели и нефтяные морскиевышки.

Территориальныепределы действия нормативных актовпроявляют суверенитет государстваи его юрисдикцию.

Международными договорами регулируетсяи так называемое экстерриториальноедействиеправовых актов, когдазаконодательство данного государствараспространяется за пределами еготерритории (действует в отношенииграждан, организаций, находящихся натерритории других государств).

Автономноеобразование, входящее в состав единогосуверенного государства, осуществляетнормативное урегулирование на своейтерритории по вопросам, определяемымконституцией государства. Так, ст.

134Конституции Украины гласит, что АвтономнаяРеспублика Крым является неотъемлемойсоставной частью Украины и в пределахполномочий, определяемых КонституциейУкраины, разрешает данные вопросы,отнесенные к ее веде­нию.

Действиепо кругу лиц означает по общему правилу,что нормативные акты обязательны длявсех субъектов (граждан, иностранцев,лиц без гражданства, юридических лиц,государственных органов, предприятий,учреждений, организаций), находящихсяна данной территории. Однако сферыдействия нормативных актов в пространствеи по кругу лиц могут и не совпадать. Так,нормы избирательного права, обязательногона всей территории Украины, нераспространяются на несовершеннолетних,психически больных и людей, признанныхсудом недееспособными.

Имеютсяи другие изъятия из общего правила.

Так,служба в армии – обязанность исключительнограждан Украины; иностранцы не могутпринимать участие во всенародномании (Закон Украины «О правовомстатусе иностранцев», Закон Украи­ны«О всеукраинском и местных референдумах»).

Если право­нарушения совершаютсялицами, которые обладают дипломатическимиммунитетом (послы, посланники, поверенныев делах и пр.), то в этом случае на них нераспространяются нормы Уголовногокодекса и Кодекса об административныхправонарушениях Украины.

Источник: https://studfile.net/preview/5483337/page:20/

Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой

Акт обладающий высшей юридической силой

Что такое постановление?.

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

2. Информация индивидуально — правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • — договоры (сделки);
  • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • — носят индивидуально — правовой характер;
  • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Юридическая сила нормативных правовых актов

К федеральным законам и подзаконным акта относятся те нормативно-правовые акты, по юридической силе распространяющиеся на территории всего государства. Они имеют действие в каждой структурной единице большого государства; все законы, которые принимаются в округах , краях и в других составляющих страны, не должны противоречить положениям нормативных актов федерального значения.

Нормативно-правовые акты регионального характера действуют в определенных структурных единицах страны.

Примером тому могут послужить конституции отдельных краев, уставы, регламенты, а также законы относительно отдельных структур, действующих в той или иной территориальной единице РФ.

Они имеют гораздо меньшую силу, чем акты федерального значения, однако, после общегосударственных законов такие нормативные акты по юридической силе являются наиболее важными в регионах своего действия.

Классификация и юридическая сила нормативных актов

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на: • постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен); • временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ «О федеральном бюджете РФ на 1999 год».); • чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).
По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на: • федеральные • субъектов федерации.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков.

Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты.

Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы.

При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу. Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

«В моем деле арбитражные суды исходили из того, что проверка обоснованности установления методики расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта», — указал Жуков в жалобе и напомнил, что подобные дела относятся к подведомственности судов общей юрисдикции, — «Поскольку нормативный правовой акт в части повышающего коэффициента не был признан недействующим, в том числе по мотиву несоответствия принципу экономической обоснованности, он подлежит применению».

Все о правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: