Банкротство субъектов естественных монополий кратко

Содержание
  1. Банкротство субъектов естественных монополий: особенности дела
  2. Детали терминологии
  3. Юридические тонкости
  4. Механизм запуска процесса
  5. Нюансы процедуры
  6. О действиях финансового поверенного
  7. Распродажа собственности
  8. Меры предупреждения кризиса
  9. Последствия для разорившегося предприятия
  10. Выводы
  11. Банкротство субъектов естественных монополий – особенности процедуры, правила
  12. Положения в законе
  13. Как проходит банкротство субъектов естественных монополий
  14. Участие суда
  15. Ведение дела
  16. Банкротство субъектов естественных монополий
  17. Возбуждение и рассмотрение дела о банкротстве
  18. Особенности банкротства субъектов естественных монополий
  19. Арбитражный управляющий при банкротстве естественных монополий
  20. Банкротство субъектов естественных монополий: порядок, особенности, правила проведения процедуры
  21. Особенности банкротства естественных монополий
  22. Пошаговая процедура банкротства
  23. Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд
  24. Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения
  25. Финансовое оздоровление
  26. Внешнее управление
  27. Конкурсное производство

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности дела

Банкротство субъектов естественных монополий кратко

Неплатежеспособность предприятия становится причиной признания экономической несостоятельности такой компании. Однако в таких ситуациях ключевым моментом считается специфика функционирования фирмы. Выясним особенности банкротства субъектов естественных монополий и разберемся с нюансами подобных дел.

Детали терминологии

Начнем с уточнения определений. К рассматриваемым организациям законодательство относит субъектов, которые функционируют в условиях естественной монополии. Простыми словами, такой статус получает компания, предлагающая услуги или продукцию, доминируя в конкретной области. Подробное толкование этого термина удастся найти в ФЗ №147, который действует с 1995 года.

Причем прерогатива отнесения организации к рассматриваемой категории принадлежит судье, рассматривающему дело о банкротстве. В таких обстоятельствах решение аргументируется включением предприятия в реестры антимонопольного ведомства. Однако конечная трактовка статуса фирмы – компетенция суда, поскольку тут встречаются исключения.

К субъектам естественных монополий относят организации, которые работают при отсутствии конкурентов

Важно! Отсутствие реквизитов конкретного предприятия в реестрах антимонопольной службы не говорит о вероятности отнесения компании к этой группе.

Подобные обстоятельства возникают при передаче имущества должника третьему лицу еще до момента инициирования процедуры неплатежеспособности предприятия. По указанной причине суду требуются доказательства работы фирмы в условиях отсутствия конкуренции либо свидетельства обратного процесса.

В описанных ситуациях судья уточняет величину сегмента, которую охватывает ответчик в конкретной области занятости. По результатам анализа оглашается решение, доминирует ли фигурант дела на рынке и насколько велика такая позиция. Однако описываемая операция проводится лишь в случае функционирования иных организаций выбранной отрасли.

Юридические тонкости

Теперь рассмотрим правовые основания, которые регулируют эту процедуру. Основные положения для таких ситуаций указаны в 197 статье ФЗ №127.

Тут сказано, что условиями для возбуждения дела о признании неплатежеспособности компании становятся требования кредиторов по денежным обязательствам, составляющие минимум 1 000 000 рублей.

Причем в этом случае суду представляются доказательства накопленной недоимки.

Кроме того, тут еще одно условие – кредиторы документально обосновывают неспособность погашения должником требуемой суммы при реализации этим субъектом имущества, непосредственно используемого для производства. Причем на день подачи иска минимальный срок задолженности составляет полгода. По сходным правилам происходит и банкротство стратегических предприятий.

Такие дела возбуждаются и рассматриваются Арбитражным судом

Важно! Описываемая операция – прерогатива Арбитражного суда.

Статья 198 Закона «О банкротстве» говорит, что в подобных процессах заинтересованной стороной выступает и орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством на контроль отрасли функционирования должника. В случае подачи ответчиком ходатайства о несоответствии установленных государством тарифов реальной стоимости работ, процедура приостанавливается до вынесения судом конечного решения в этом вопросе.

Если оглашенный вердикт удовлетворяет запрос должника, и тарифы признаны незаконно установленными, процесс банкротства прекращается. Эти нюансы содержатся в п. 1–2 статьи 199.

Практика ведения таких дел говорит о случаях выигрыша монополистов из-за ошибок кредиторов.

В таких ситуациях не представляются доказательства об обращении взыскания собственности должника либо к процессу не привлекается антимонопольное ведомство.

Механизм запуска процесса

Если говорить о полномочиях лиц, которые вправе инициировать банкротство монополий, тут уместно изучить п. 3 ст. 197 рассматриваемого ФЗ. Здесь сказано, что дело возбуждается Арбитражным судом при условии, что притязания кредиторов по денежным обязательствам соответствуют указанной выше сумме в 1 000 000 рублей.

Кроме того, полномочия Арбитража в подобных делах распространяются и на вероятность закрытия дела. Здесь соблюдается условие – признание судом актов органов государственной власти недействительными основаниями для регулирования ценовой политики монополиста. Такие случаи встречаются в процессах банкротства коммунальных служб.

Нюансы процедуры

Специфика описываемой операции отличается рядом особенных моментов. Помимо уже перечисленных нюансов, здесь «работают» отдельные правила, касающиеся кандидатуры антикризисного управляющего и этапа конкурсного производства. Рассмотрим эти требования внимательнее.

О действиях финансового поверенного

Если разбирательство доходит до стадии внешнего управления, тут суд назначает для разорившегося предприятия менеджера, который контролирует законность ведения экономических дел. В таких ситуациях новый управляющий выполняет уже заключенные контракты с клиентами такой организации. Разрывание подобных договоренностей считается незаконным приемом.

Кроме того, этот человек не вправе распоряжаться собственностью компании, которая применяется для исполнения заключенных договоров, на собственное усмотрение. Тут речь идет о движимых и недвижимых объектах, техническом оснащении, сырье. Это правило вытекает из уже указанного пункта о невозможности прекращения деловых отношений с потребителями.

Распродажа собственности

При объявлении торгов преимущество в покупке такого предприятия у государства

Учитывая, что иногда единственным путем выхода из кризиса становится организация торгов, законодательство допускает в таких случаях и этот вариант.

Однако представители Федерального органа вправе приостановить процедуру аукциона на 3 месяца.

За указанный срок государством вносится альтернативная стратегия восстановления платежеспособности должника.

Если объявление торгов остается единственным разумным выбором, преимущество в покупке предприятия отдается государству.

Однако при нежелании этого субъекта процесса участвовать в сделке, к аукциону допускаются иные покупатели.

В этой ситуации закон устанавливает четкие правила для потенциальных монополистов.

Внимание! Рассматриваемый вариант развития событий предполагает подписания контракта между представителями власти и покупателем.

В таких соглашениях предусматриваются условия приобретения монопольной организации. Первым требованием считается принятие преемником должника обязательств перед клиентами компании-банкрота.

Кроме того, здесь требуется согласие покупателя на выполнение обязательств перед кредиторами по уже заключенным соглашениям.

Последним условием становится получение претендентом лицензии, разрешающей конкретный вид работ.

Меры предупреждения кризиса

Этот вариант развития событий считается оптимальным выходом из положения. А минимизации вероятности банкротства способствует регулярный аудит экономической политики фирмы. Тут уместны такие меры:

  • анализ финансового состояния;
  • определение потенциально опасных для экономики факторов;
  • составление стратегии выхода из кризиса.

Если время уже упущено, руководителю уместно задуматься о найме антикризисного менеджера, который выровняет ситуацию и улучшит платежеспособность компании. Грамотный менеджмент и рекламная кампания выведут предприятие из-под «удара», увеличив ликвидность такой организации.

Важно! Когда ситуация становится критической, целесообразно провести переговоры с кредиторами.

В подобных ситуациях стороны заключают мировую договоренность на погашение недоимки. Причем такой способ решения вопросов практикуется и на этапе досудебного урегулирования конфликта, и на любой стадии слушания дела.

Здесь юристы говорят о подписании обеими контрагентами контракта на реструктуризацию платежей. В таких обстоятельствах должнику предлагается отсрочка выплат или перерасчет задолженности с выплатой равными частями. Конкретное решение тут определяется финансовыми возможностями сторон.

Последствия для разорившегося предприятия

Если экономика компании падает, уместно нанять кризисного управляющего

Учитывая, что монополии работают без конкуренции, реорганизация либо ликвидация такой фирмы считается сложной процедурой.

Однако при соблюдении описанного выше алгоритма и в случае с выкупом компании третьим лицом, подобный исход становится вероятной мерой.

Здесь покупатель перепрофилирует предприятие под вид работ, который выполнялся должником.

Еще один вариант – покупка организации государством. Такое решение означает финансовое оздоровление фирмы за бюджетные средства.

Причем в подобных обстоятельствах представители исполнительной власти получают преимущество перед иными игроками.

Однако в обеих ситуациях закон предписывает соблюдение условий расчета с кредиторами и обслуживание потребителей.

Выводы

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63 

Это быстро и бесплатно!

Надеемся, что изложенная информация пригодится читателям. Учитывая специфику статуса рассматриваемых объектов и сложности процедуры, здесь предпочтительным решением проблемы с кредиторами считается мировая договоренность о погашении недоимки. Причем государство заинтересовано в сохранении функционирования таких предприятий и помогает компаниям избежать полного краха.

Источник: https://prava.expert/bankrotstvo/estestvennyh-monopolij.html

Банкротство субъектов естественных монополий – особенности процедуры, правила

Банкротство субъектов естественных монополий кратко

Субъект естественной монополии представляет собой предприятие, специализирующуюся на производстве или продаже продукции в условиях монополии. Данный субъект может быть признан неспособным удовлетворить финансовые обязательства перед кредиторами в том случае, если они не были исполнены в течение полугода.

Банкротство субъектов естественных монополий происходит в арбитражном суде. Процедура возможна в том случае, если финансовая задолженность субъекта перед кредитором насчитывает не менее 500 тыс. рублей.

Положения в законе

Анализируя действующее законодательство РФ, можно выделить общие положения, характеризующие банкротство субъектов естественных монополий:

  • В соответствии с Законодательством Российской Федерации субъектом монополии выступает предприятие, которое реализует производство или продажу продукции в контексте естественной монополии.
  • Субъект, то есть должник, признается неспособным удовлетворить финансовые требования кредиторов в тех случаях, когда с момента срока исполнения обязательств прошло не менее полугода.
  • Процедура банкротства реализуется арбитражным судом в том случае, если сумму задолженности субъекта монополии перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей. Перечисленные требования подлежат подтверждению исполнительным документом.

Кроме того, в Законодательстве, а именно в статье 198 регламентируется, что лицо, которое принимает участие в деле должника, должен быть признан федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен Правительством РФ, для проведения государственной политики в отношении субъекта монополии.

Процедура несостоятельности будет реализована при условии подтверждения требований исполнительным документом и в том случае, если требования не будут удовлетворены посредством обращения на взыскание имущества должника

Признание несостоятельности субъекта монополии процесс не из легких. Законодательные нормы содержат в себе множество тонкостей, знание о которых будет полезным всем участникам процесса.

УправляющийПо отношению к должнику, в рамках установленных норм, могут быть введены различные процедуры банкротства. К примеру, порядок продажи имущества характеризуется некоторыми специфическими моментами.Таким образом, внешний управляющий не имеет права на следующие действия:
  • Осуществлять отказ от обязательств, прописанных в договоре между должником перед потребителями его услуг, в отношении которых невозможно допустить прекращение обязательств со стороны субъекта монополии.
  • Отчуждать собственность должника, являющуюся технологическим комплексом субъекта монополии. В данном случае речь идет, как о движимом, так и не о движимом имуществе, которое применяtтся для производства и реализации товаров и услуг, а также о сырье и материалах, используемых для исполнения договоров монополии.
Лоты и сделкиСобственность заемщика, которая применяется как для производства, так и для продажи продукции в рамках может быть выставлена на торги единым лотом.Главенствующими условиями для оформления купли – продажи собственности заемщика является следующее:
  • покупатели, должны дать официальное согласие на принятие обязательств заемщика по договору поставки продукции в рамках закона о естественной монополии;
  • покупатели должны взять обязательства касательно предоставления товаров и услуг для потребительской аудитории;
  • покупатели должны иметь соответствующую лицензию на производства и реализацию продукции.

В том случае, если покупатель не выполнит свои обязательства, арбитражный суд в дальнейшем расторгнет заключенный договор, на основании заявления от федерального органа. Расторгая договор, покупатель получит возмещение за счет федерального бюджета.

Имущество
  • В случае продажи имущества, которое используется для производства и реализации продукции, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные структуры, представляющие собой уполномоченные органы вправе приобрести имущества должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно остановить продажу собственности в процессе внешнего управления на срок, не превышающий три месяца. Процедура возможна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, предназначенных для восстановления платежеспособности должника.

Как проходит банкротство субъектов естественных монополий

Процесс банкротства субъектов естественной монополии сложен и многогранен. Как владельцам должников-предприятий, так и кредитором стоит изучить его специфику для того чтобы сориентироваться на всех стадиях процесса.

Текущие платежи при банкротстве покрывают в первую очередь, они имеют приоритет даже перед зар. платой рабочим.

Что делать дальше, если имело место банкротство ТСЖ. Как закон защищает жильцов — читайте тут.

Участие суда

Согласно нормам, установленным Законодательством РФ, процедура несостоятельности субъектов монополии выполняется посредством арбитражного суда. Судебный процесс осуществляется в том случае, если сумма задолженности перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей. Более того, требования должны подтверждаться исполнительным документом.

Стоит отметить, что арбитражный суд должен получить доказательства, подтверждающие неудовлетворение требований кредиторов:

  • имущество, не используемое в процессе производства, к примеру, ценные бумаги или сумма денежных средств на депозитном счету;
  • готовые товары или материальные ценности, не относящиеся к процессу производства.

Важно обратить внимание на тот факт, что арбитражный суд, при определенных условиях, вправе приостановить дело. Процедура возможна в том случае, если должник до момента принятия судебным органом заявления о несостоятельности должника предоставит иное заявление, которое гласит о некорректности актов от государственных органов касательно стоимости на товары и услуги субъекта монополии.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов государственных органов.

В том случае, если акты недействительны, суд может отказаться признать должника банкротом

Ведение дела

Особенности признания банкротами субъектов естественных монополий регламентированы Законодательством РФ. Правовые нормы подробно описывают процедуру признания несостоятельности должника.

Основанием для ведения дела является неспособность должника удовлетворить финансовые обязательства перед кредитором проистечение полугода с установленного срока выплаты. Кроме того, факт неуплаты нужно подтвердить исполнительным документом.

Отзыв предприятия должника о признании банкротства должен содержать данные о задолженности потребителей, снабжение которых не может быть ограничено или прекращено, а также тех лиц, которые подлежат финансированию из бюджета разных уровней или заключали международный договор поставки.

В дальнейшем, арбитражный суд назначает лицо, которое имеет опыт в сфере деятельности заемщика и соответствующий аттестат, который был получен федеральным органом. Одной из главенствующих целей указанного органа является реализация процедур по предотвращению банкротства должников и реализации процесса несостоятельности.

Сроки внешнего управления, согласно установленным нормам, составляет восемнадцать месяцев. По решению арбитражного суда, срок может быть продлен до пяти лет. В таком случае, предприятие – должник должно начать расчет с кредиторами через двенадцать месяцев с тех пор, как был продлен срок управления.

Банкротство субъектов естественных монополий

Банкротство субъектов естественных монополий кратко

Субъект естественной монополии – это организация, которая осуществляет изготовление и/или продажу товаров/услуг в условиях естественной монополии.

К таким субъектам естественной монополии можно отнести хозяйствующие субъекты, которые осуществляют работу в таких областях:

  • Транспортировка нефти по специальным магистралям;
  • Транспортировка газа по трубопроводам;
  • Передача электро- и тепловой энергии;
  • Перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским транспортом;
  • Услуги общедоступной телефонной и почтовой связи.

Список естественных монополий вполне исчерпывающий, а субъекты, которые проводят работу в вышеперечисленных областях, заносятся в соответствующие реестры.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) берет в учет соц-экономическое значение субъектов естественных монополий, в том числе определенные детали правового статуса, которые имеют связь с государственным контролем цен на товары и услуги, регулированием инвестиций и крупных сделок, а также запретом на самовольное завершение или ограничение их рабочей деятельности.

Таким образом, несостоятельность или банкротство естественных монополий выполняется в соответствии с обобщенными нормами закона о несостоятельности (банкротстве) с определенными нюансами. Причем нюансы эти имеют множество совпадений с нюансами производства банкротства стратегических предприятий и компаний.

Субъекта естественной монополии можно считать неспособным выполнить все требования кредиторов по финансовым обязанностям и/или выполнить обязательства по проведению безоговорочных платежей, если все указанные обязательства были не выполнены на протяжении полугода с той даты, когда они должны были быть выполнены.

Возбуждение и рассмотрение дела о банкротстве

Дело о несостоятельности (банкротстве) может быть начато арбитражной судебной инстанцией, если требования кредиторов по финансовым обязанностям и о выплате обязательных платежей к задолжнику – субъекту естественной монополии – составляют в общей сложности не меньше полумиллиона рублей. Упомянутые требования обязаны подтверждаться исполнительной документацией и не удовлетворяться в полной мере посредством обращения взыскания на собственность должника, обусловленную в ч. 1 ст. 94 ФЗ Об исполнительном производстве (п. 1-3).

Лицом, которое принимает участие в деле о несостоятельности задолжника – субъекта естественной монополии – вместе с лицами, установленными актуальным ФЗ, признан федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правлением Российской Федерации проводить госполитику по отношению к соответствующему субъекту естественной монополии.

В том случае, если субъектом естественной монополии направлен в суд иск о признании недействительными актов органов госвласти об утверждении ценовой категории на товары или услуги, изготавливаемые или продаваемые в условиях естественной монополии, производство по делу о несостоятельности такого задолжника будет приостановлено. До того как вступит в силу решение по делу о признании всех вышеупомянутых актов органов госвласти недействительными.

Чтобы контролировать субъектов естественной монополии, создаются специализированные федеральные органы исполнительной власти по контролю естественных монополий. На сегодняшний день этим органом можно назвать отечественную Федеральную энергетическую комиссию.

Весь ее функционал установлен президентским указом «О Федеральной энергетической комиссии». Соответственно с ним Федеральная энергетическая комиссия (или ФЭК) проводит упорядочивание и контроль рабочей деятельности субъектов естественных монополий.

Сюда не входят лишь естественные монополии в области услуг телефонной или почтовой связи.

Органы контроля естественных монополий имеют право принимать участие в рассмотрении дел, которые связаны с использованием или нарушением закона о естественных монополиях. Кроме того, они могут принимать участие в деле о несостоятельности субъекта естественной монополии. Их права прописаны в ст. 41 отечественного административно-процессуального кодекса.

В законе о несостоятельности (банкротстве) предусматривается правило, соответственно с которым арбитражная судебная инстанция притормаживает разбирательство по делу о банкротстве.

В том случае, если субъектом естественной монополии вовремя направлен иск о том, чтобы признать недействительными акты органов госвласти об утверждении ценовой политики на товары или услуги, предлагаемые в условиях естественной монополии.

Если все вышеупомянутые акты суд признал недействительными, арбитражная судебная инстанция вполне может принять решение в пользу отказа в признании задолжавшего субъекта естественной монополии банкротом.

В процессе выполнения внешнего контролирования по отношению к задолжавшему субъекту естественной монополии, внешний управляющий не имеет права отказаться выполнить договор задолжника перед клиентами, по отношению к которым соответственно с ФЗ и прочими нормативными документами не допускается аннуляция обязанностей со стороны субъекта соответствующей естественной монополии.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Основные нюансы процесса банкротства естественных монополий распространяются, по большей части, на конкурсную массу. К примеру:

  • Нельзя отнимать собственность, которая используется в непосредственном производстве;
  • Покупая собственность должника (конкурсную массу), покупатель должен продолжить деятельность по договорам, которые были подписаны предыдущим владельцем. Т. е, должником.
  • В аукционе могут участвовать лишь те компании, у которых есть лицензия на рабочую деятельность, которая осуществлялась компанией банкротом (если такой документ предполагается).

На сегодняшний день банкротство большей части субъектов естественных монополий должно проводиться по стандартному распорядку, без добавления каких-либо нюансов.

В процессе реализации собственности должника, которая используется непосредственно для изготовления и/или продажи товаров или услуг в условиях естественной монополии, путем организации аукциона, соответствующий федеральный орган исполнительной власти обязан заключить с новым владельцем вышеупомянутой собственности договор о выполнении условий аукциона.

Как и в случае банкротства стратегических компаний и предприятий, если новым владельцем собственности задолжавшего субъекта естественной монополии не будут выполнены договорные обязательства, тогда договор должен быть расторгнут арбитражным судом на базе заявления соответственного федерального органа исполнительной власти.

Если арбитражный суд примет решение расторгнуть договор, новому владельцу собственности при помощи госбюджета будут возмещены все финансы, которые были потрачены им на приобретение собственности и вложенных за прошедшее время инвестиций. Вышеупомянутое имущество должно быть передано в государственную собственность.

Арбитражный управляющий при банкротстве естественных монополий

Разумеется, в ходе выполнения всех процедур, которые проводятся в деле о несостоятельности, основные обязанности лежат на плечах арбитражного управляющего.

В законе о несостоятельности (банкротстве) указаны все обязательные условия принятия в СРО арбитражных управляющих. Из них можно выделить:

  • Высшее профессиональное образование;
  • Опыт работы не менее года в качестве руководителя и не меньше полугода стажировки, в качестве помощника арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Или же стажировки не меньше пары лет в качестве помощника арбитражного управляющего. Все сроки предусматриваются установленными стандартами и правилами рабочей деятельности арбитражных управляющих, и утверждены СРО (стандарты и правила проф-деятельности);
  • Сдача экзамена по теоретической программе подготовки арбитражных управляющих;
  • Отсутствие наказаний в форме дисквалификаций за правонарушения административного характера или же в виде лишения права занимать конкретные должностные посты или заниматься конкретной деятельностью за свершение преступления;
  • Отсутствие судимости за свершение умышленных преступных действий самого разного характера.

Источник: https://bankrotstvo-kompanii.ru/2017/05/08/%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85/

Банкротство субъектов естественных монополий: порядок, особенности, правила проведения процедуры

Банкротство субъектов естественных монополий кратко

Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

На основании ст.

3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

За включение и исключение компаний-монополистов из реестра монополий отвечает ФАС. Организация-должник вправе обратится в антимонопольную службу для исключения сведений о себе из реестра. Но это не гарантирует лишения ее статуса монополиста в суде: согласно сложившейся судебной практике, сам по себе факт отсутствия сведений об определенной организации в реестре не служит доказательством того, что компания не относится к субъектам монополий.

На основании ст.

4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • водоотведение и пр.

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке  продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

  • требований кредиторов в части денежных обязательств;
  • выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
  • обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).

Указанные требования по п. 3 ст. 197 127-ФЗ должны быть подтверждены отдельным исполнительным документом, который выдал суд, при этом судебным приставам не удалось погасить данные требования через процедуру взыскания имущества по ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный факт нашел документальное закрепление.

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  1. Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  2. Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
  3. В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  4. Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

Такой порядок действий ставит кредиторов компаний-монополистов в невыгодное положение: на процедуру исполнительного производства могут уйти годы, что снижает возможность возврата ими денежных средств.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  1. Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
  2. Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган.

Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве.

В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Суды отказывают в начале процесса признания финансовой несостоятельности по заявлению кредиторов в случае, если кредиторы не прошли предварительно процесс взыскания задолженности в рамках исполнительного производства. Без соответствия законодательным условиям заявление может быть отклонено или возвращено.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего. На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Данный этап предполагает разработку должником плана оздоровления и графика погашения задолженности на период до 2 лет. Субъекту естественных монополий также стоит обзавестись поручителями или гарантами исполнения обязательств, что повысит шансы на одобрение судом графика погашения долга.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства. В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему.

Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса.

В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 1 ст. 200 127-ФЗ управляющему запрещено прекращать обязательства субъекта монополии перед конечными потребителями. На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ управляющий не вправе отчуждать имущество должника, продавать его на торгах, если оно входит в единый технологический комплекс.

На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Особый статус компании-монополиста накладывает отпечаток на процедуру продажи принадлежащего ей имущества. Так, покупатель обязан иметь лицензию на оказание подобного рода услуг в сфере естественной монополии. Покупатель также берет на себя обязательства по договорам поставки на предприятии-банкроте. Он должен обеспечить должное качество работ и услуг и гарантировать их доступность.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота. При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ.

В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения.

Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/estestvennykh-monopoliy.html

Все о правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: