Блоки скзи для тахографов

Содержание
  1. Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без
  2. Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование
  3. Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ
  4. Блок криптозащиты СКЗИ для тахографа – что это такое и где его применяют
  5. Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных
  6. СКЗИ: применение и особенности эксплуатации
  7. Активация блока СКЗИ
  8. Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля
  9. Криптозащита СКЗИ
  10. Тахограф c СКЗИ что это и в чем отличие от ЕСТР?
  11. Устройство тахографа с СКЗИ
  12. Функции блока НКМ с криптографической защитой
  13. Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?
  14. Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ
  15. Блок СКЗИ тахографа
  16. Конструкция блока
  17. Основные функции
  18. Все, что нужно знать о тахографах с блоком СКЗИ | Региональный Центр Тахографии
  19. Что такое тахограф СКЗИ?
  20. Основные функции тахографа с блоком СКЗИ
  21. Активация: основные правила
  22. Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ. Отличия приборов и закон
  23. Основные типы тахографов
  24. Типы тахографов по характеристикам
  25. Блок СКЗИ в цифровых тахографах
  26. Особенности конструкции и активации блока СКЗИ
  27. Отличия тахографов с блоками СКЗИ/НКМ и без них
  28. Закон для тахографов с СКЗИ
  29. Штрафные санкции
  30. Карта СКЗИ для тахографа
  31. Возможно ли заменить блок СКЗИ тахографа?
  32. Этапы замены блока СКЗИ тахографа
  33. Можно ли использовать тахограф без СКЗИ
  34. Как активировать СКЗИ

Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без

Блоки скзи для тахографов
23 Апрель 2018      Администратор       страница » Статьи       2555

Тахограф — это устройство контроля скорости и пройденного транспортным средством пути, режимов труда и отдыха водителя.

Цифровой тахограф является новой вехой в тахографии. Он является гораздо более совершенным и актуальным средством, нежели его аналоговые (шайбовые) предшественники.

Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, из-за этого практически исключаются любые манипуляции с ним, такие, как отключение тахографа, подмотка пробега и прочие методы сокрытия возможных огрехов в работе.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ

Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:

  1. Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она 85 тысяч, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
  2. Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ,  а это лишние траты на покупателя.
  3. В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.

Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.

Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами

Источник: https://prosamit.ru/stati/otlichitelnye-harakteristiki-tahografov-s-skzi.html

Блок криптозащиты СКЗИ для тахографа – что это такое и где его применяют

Блоки скзи для тахографов

2016-09-05

СКЗИ – это аббревиатура, состоящая из заглавных букв названия устройства: «система криптографической защиты информации», которое применятся для шифрования, хранения, передачи и дешифровки данных тахографа.

Но оснащения транспорта тахографом недостаточно, для того чтобы аппарат начал функционировать, следует приобрести ключ к памяти контрольного устройства. Причем, у каждого водителя он должен быть персональным.

Для того чтобы сделать заказ и купить карту водителя для тахографа с CКЗИ – http://www.tahocard.ru/card-voditel/Vskzi/ обращайтесь в компанию “Тахокарт”. Компания отлично зарекомендовала себя на рынке и выполнит ваш заказ в кротчайшие сроки и с гарантией качества. 

Блок СКЗИ – это цифровое устройство, представляющее собой блок памяти с независимым источником питания, где хранится закодированная с помощью специальной программы, информация. Кодировка, как и дешифровка данных тахографа, может осуществляться лишь специальными, имеющими лицензии на такой вид услуг, удостоверяющими центрами.

При этом все данные, которые хранятся в блоке СКЗИ, надёжно защищены от несанкционированного их редактирования, корректировки либо удаления без предварительной расшифровки.

Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных

Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа.

Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации.

Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.

Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.

Когда говорят, что тахограф с скзи – это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:

  • контроллёров управления и защиты;
  • криптографического процессора;
  • приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • синхронизированного часового устройства;
  • запасного источника электропитания;
  • прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля 
  • акселерометра; 
  • специальной платы памяти. 

Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:

  • зашифровки поступающей информации;
  • ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
  • надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
  • сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.

СКЗИ: применение и особенности эксплуатации

Нужно иметь в виду, что блок СКЗИ применим, только для того автомобиля на который он установлен. В случае ремонта как самого автомобиля, либо выхода из строя его тахографа, блок защиты информации запрещено даже временно использовать на другом транспортном средстве.

Кроме этого блок по истечении трёхлетнего срока использования должен быть обязательно подвергнут дополнительной калибровке, а также с его заменой и активацией, что связано с дополнительными мерами по защите зашифрованных данных и безопасностью информации, которая находится на карте памяти оборудования.

Все изменения, связанные с автомобилем, такие как изменение его конструкции, смена номера, перекраска кузова, всё, что требует перерегистрации транспортного средства также должно сопровождаться калибровкой и активацией блока криптозащиты.

Активация блока СКЗИ

После монтажа тахографа с СКЗИ на транспортное средство, мастер чтобы активировать прибор должен:

  • вставить карту с цифровой подписью мастерской в слот тахографа и провести активацию, в результате чего, ключ блока перемещается на карту мастерской;
  • после этого он с карты мастерской считывает ключ СКЗИ в базу данных компьютера;
  • с помощью интернета специальная программа обеспечивает связь с сервером ФСБ http://ca.gisca.ru/, откуда даётся ключ (цифровая подпись) для активации блока;
  • цифровая подпись активации после этого переносится на карту мастерской;
  • мастер должен опять вставить карту мастерской в слот тахографа и осуществить активацию блока.

На этом активация завершена.

Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля

В том случае, когда происходит смена владельца автомобиля в процессе его продажи или смена пользователя, в случае передачи транспорта в аренду, блок защиты информации совместно с тахографом должны быть сняты и отправлены на утилизацию. Новый владелец или арендатор, должны установить новый тахограф с новым блоком СКЗИ. Использование старых тахографов на транспортных средствах новых владельцев запрещено.

Также нужно иметь в виду, что запрещены законом заграничные поездки с активированным блоком СКЗИ.

Вообще то, среди специалистов считается, что блок скзи – это надёжное цифровое оборудование криптографической защиты данных, не допускающее сбоев и поломок, что говорит о высоком качестве, применяемых в приборе процессора и микросхем, а также программного продукта.

Однако есть и недостатки, которые характерны для отечественного цифрового оборудования, прежде всего тем, что оно обладает уязвимостью вследствие перепадов влажности, давления и температуры атмосферного воздуха. Кроме этого СКЗИ подвержен воздействию электромагнитных полей, которые возникают под действием электрооборудования транспортного средства, что влияет на работу электроники блока криптозащиты.

Криптозащита СКЗИ

Криптографическая защита информации, полученной с тахографа, основана на программном методе её защиты, что предусматривает применение специальной программы для шифровки, кодирования или другого вида преобразования данных до такого их состояния, которое становится недоступным без ввода ключа (цифровой подписи). Дешифровка возможна лишь при предъявлении специальной цифровой подписи, которая является основанием для расшифровки информации. При этом защищённым становится массив информации, а не доступ к базе данных.

особенность криптозащиты СКЗИ заключается именно в том, что расшифровать информацию, полученную с тахографа не может ни авто предприятие, которому принадлежит автомобиль, ни водитель транспортного средства.

Доступ к данным блока СКЗИ может быть осуществлён лишь одновременным вводом цифровых подписей контроллёра, а также представителей ремонтной мастерской и владельца автомобиля.

Когда вводится цифровая подпись одного из перечисленных представителей, то происходит лишь съём информации без её дешифровки.

Источник: https://newsvo.ru/chto-takoe-blok-skzi-tahografa.dhtm

Тахограф c СКЗИ что это и в чем отличие от ЕСТР?

Блоки скзи для тахографов

\ Статьи \ Тахограф c СКЗИ

Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.

Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.

Устройство тахографа с СКЗИ

Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось.

Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.

СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:

  • блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
  • управляющую систему;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • хронометр;
  • акселерометр.

Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.

Функции блока НКМ с криптографической защитой

Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001,  Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:

  • Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
  • Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
  • Защиту зафиксированных данных от изменения.

Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ.

 Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией.

Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.

Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?

Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов  — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:

  • СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
  • ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.

Есть различия и в способе защиты информации:

  • В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
  • В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.

При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.

Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов,  водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.

Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ

Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:

  • У нас есть все разрешения, необходимые для выполнения такого вида работ.
  • Замена блока, его калибровка и последующая активация будут выполнены в кратчайшие сроки.
  • Также наши специалисты обеспечат соблюдение юридических формальностей, что позволит вам успешно эксплуатировать ТС с обновленным блоком защиты.

Источник: http://EraGlonass.ru/taxograf-c-skzi/

Блок СКЗИ тахографа

Блоки скзи для тахографов

В последнее время стал довольно актуален вопрос, что же собой представляет блок СКЗИ. Что получает тахограф от этого устройства и какая его основная функция можно определить, проанализировав его конструкцию и характеристики.

Блок СКЗИ — это средство криптографической защиты информации, представляющий собой специального рода память, имеющую независимый источник энергии. Блок тахографа хранит определенный объем информации в закодированном виде с помощью уникального программного обеспечения.

Эта программа выполняет кодирование и дешифровку с помощью цифровой подписи, выдаваемой только в удостоверяющем центре. Таким образом, вся хранящаяся в блоке информация защищена от несанкционированного удаления или корректировки без расшифровки.

Конструкция блока

Конструктивно блок тахометра выполнен в виде небольшой коробки с разъемом для навигационной антенны. Любой сертифицированный цифровой тахограф может соединяться с блоком СКЗИ. Стоит отметить, что производить какие-либо действия с этим блоком без соответствующей лицензии запрещено законом. Блок тахографа состоит из:

  1. контроллера управления;
  2. процессора криптографического типа;
  3. интегрированных синхронизированных часов;
  4. приёмник глонасс;
  5. запасной источника питания;
  6. микросхемы памяти;
  7. акселерометра.

Основные функции

Блок СКЗИ тахометра представляет собой прибор, обладающий рядом функций и обеспечивающий:

  • шифрование информации;
  • создание и подтверждение цифровой подписи для расшифровки данных;
  • защиту полученных данных тахографа;
  • синхронизацию данных относительно времени и координат.

Сохранность данных об изготовителе тахографа, версии программного обеспечения, а также информацию о номере и дате активизации.

Законом установлен период действия цифровой подписи продолжительностью в 3 года, причем спустя 3 года блок необходимо заменять, а это влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку.

Необходимо учитывать что установка блока СКЗИ предполагает его использование только на этой машине. Блок тахографа в случае выхода из строя запрещено заменять или переставлять в другой тахограф во время ремонта предыдущего. Из этого вытекает что машина не может эксплуатироваться до устранения неисправностей.

Каждых 3 года тахограф подвергается обязательной калибровке.Также в этом временном промежутке предусмотрена замена и активация блока СКЗИ. Эти процедуры связаны с защитой и безопасностью использования зашифрованной информации, находящейся в памяти прибора.

Весь перечень регистрационных процедур с автомобилем таких как перекрашивание, изменение конструкции, замена номера и другие действия (все что связано с оформлением нового свидетельства о регистрации ТС), также требуют выполнение калибровки и активацию.

В случае продажи автомобиля или оформления аренды, тахограф с блоком должны быть демонтированы для последующей утилизации. В свою очередь, покупатель такого автомобиля обязан устанавливать уже другой тахограф. Даже если транспортное средство передается в аренду путем оформления лизинга, все равно применение старого тахографа на транспортном средстве запрещено.

Поездки на автомобиле, оборудованном блоком СКЗИ за пределы государственных границ запрещены. Это обусловлено запретом на применение таких тахографов в странах Европы, а также вывоз активированного средства криптозащиты запрещено законом.

В случае с тахографами, которые уже были установлены на машину, но не имеют портов и разъемов для штатного подключения блока СКЗИ, то такие приборы подлежат замене, ввиду невозможности их подключения к блоку по техническим или по юридическим причинам.

Тахограф с СКЗИ зарекомендовал себя достаточно надежным прибором, с низкой вероятностью сбоев и ошибок.

Это вызвано применением в производстве уже проверенных технологий и качественным программным обеспечением, хорошо адаптированным к современным реалиям.

Но существуют и довольно значительные недостатки, которые характерны отечественным приборам. Хотя похожие проблемы возникают и в импортных моделях.

Блок СКЗИ, который включен в состав тахографа, производится единственны в стране предприятием. Разработан на платформе модуля памяти расчетно-кассового аппарата.

Именно это влечет завышенную стоимость прибора, его обслуживание калибровку и активацию. Страдает и надежность по причине использования радиодеталей, которые не предназначены для применения в автомобилях.

Прибор, установленный на любое транспортное средство, сильно подвержен перепадам температур, давления, влажности воздуха. В автомобилях используется много дополнительной электроники, трассы кабелей электропроводки создают магнитные поля, возникает избыток статического электричества, все это негативно влияет на работу и показатели такого высокоточного прибора, как блок СКЗИ.

Источник: https://autodont.ru/safety/tahograf/blok-skzi-taxografa

Все, что нужно знать о тахографах с блоком СКЗИ | Региональный Центр Тахографии

Блоки скзи для тахографов
» Статьи » Все, что нужно знать о тахографах с блоком СКЗИ

Контрольное устройство дает возможность следить за транспортным средством, получая данные о скорости его передвижения, режимах водителя и основных параметрах автомобиля.

Европейский прибор представляет собой электронно-механический аппарат.

Отечественные производители усовершенствовали тахограф и сделали его цифровым, добавив в комплектацию специальный блок СКЗИ, который обеспечивает защиту сведений, хранящихся в памяти оборудования.

Многие недобросовестные водители пытались изменить данные прибора, подкорректировать их и обмануть устройство.

Подобные действия были возможны, когда на машину было разрешено устанавливать аналоговые модели с бумажными дисками, на которых фиксировалась информация об автомобиле, его передвижении и соблюдении сотрудником транспортной компании режимов труда и отдыха.

Монтаж контрольных приборов с блоком СКЗИ полностью изменил ситуацию: теперь любое вмешательство владельца в работу прибора остается в его памяти и может стать доказательством противоправных манипуляций.

Что такое тахограф СКЗИ?

Блок СКЗИ еще называют навигационным криптозащитным модулем. Это специальная программа, которая отвечает за шифрование и последующую расшифровку данных. Доступ к информации обеспечивает цифровая подпись. Информация надежно защищена: водитель не может отредактировать ее или удалить данные без дешифровки сведений.

Как выглядит криптопроцессор? Это коробочка небольших размеров, которая снабжена входом для антенны. Данный прибор может устанавливаться во все цифровые контрольные устройства. которые допущены к использованию на территории Российской Федерации. Список видов и моделей, отвечающих требованиям к оборудованию, устанавливаемому на ТС, находится на официальном сайте ФБУ Росавтотранс.

Блок нельзя доставать, переставлять в другой тахограф. Производить любые операции с ним имеет право только сотрудник мастерской, имеющей лицензию ФСБ на осуществление технического обслуживания и ремонт подобных устройств.

В состав прибора входят:

  • контроллер;
  • криптографический сопроцессор;
  • часы;
  • микросхема NVRAM;
  • датчик ускорения (акселерометр).

Основные функции тахографа с блоком СКЗИ

Устройство осуществляет проверку секретных ключей, используемых при передаче сведений.

Специальная программа обеспечивает шифровку поступающей информации и связывает поступающие сведения с временем и координатами.

Криптозащитный модуль сохраняет архив и проверяет данные, позволяющие получить доступ к нему (цифровую подпись).

Блок защищает от удаления и корректировки следующую информацию:

  • название организации производителя;
  • адрес изготовителя;
  • номер НКМ;
  • дату введения устройства в эксплуатацию и т.д.

Блок СКЗИ необходимо менять каждые 3 года – таков срок действия электронной подписи.

Блок НКМ и контрольное устройство нельзя разделять. Возможно использование прибора только на одном транспортном средстве. Дело в том, что во время активации данные автомобиля заносятся в память программы. В случае неисправности старого оборудования, СКЗИ нельзя установить заново в другую машину – для этого потребуется специальный документ – лицензия ФСБ.

Активация: основные правила

Эту процедуру имеют право проводить только сотрудники мастерских или сервисных центров, занимающихся обслуживанием тахографов. Допуску к работе специалистов предшествует подготовка. Производить монтаж и настройку могут организации, попавшие в перечень компаний, осуществляющих установку, проверку и ремонт контрольных устройств.

Какие этапы включает в себя процедура активации криптозащитного модуля:

  • Сразу же после оснащению кабины автомобиля тахографом, мастер получает доступ к прибору, используя специальную карту, которая выдается работникам организаций, производящих техобслуживание. На этот носитель переносится ключ НКМ. После он считывается программой, попадая в кардридер.
  • Затем работник получает индивидуальный код активации.
  • Заключительный этап калибровки: сотрудник мастерской помещает карту в слот контрольного устройства и производит необходимые действия. Настройка завершается.
  • После установки на машину цифрового прибора с НКМ, собственнику ТС необходимо получить Лицензию ФСБ.
  • Каждые 3 года следует проводить процедуру калибровки, менять криптопроцессор и вновь активировать его.
  • Если транспортное средство продается, его владелец должен произвести демонтаж устройства и утилизировать его.

Следует помнить и о том, что установке на автомобили компании цифровых тахографов с блоком СКЗИ предшествует подготовка помещений, внедрение новых программ и т.д. Стоимость такого прибора составляет около 35 000 рублей.

Источник: http://rctahograf.ru/takhograf-s-blokom-skzi/

Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ. Отличия приборов и закон

Блоки скзи для тахографов

Автомобили могут оснащаться тахографами с СКЗИ и без СКЗИ, т.е. оборудованными и не оборудованными криптографическими модулями, либо же тахографами ЕСТР, соответствующими требованиям европейских нормативных актов.  При наличии криптографического модуля данные, поступающие в самописец, подвергаются шифрованию, при его отсутствии – информация записывается в память в неизменном виде.

При этом отличия тахографов с СКЗИ и без СКЗИ заключаются не только в наличии модуля криптозащиты данных, но и в допустимости их эксплуатации на автомобилях, осуществляющих рейсы на территории РФ. Именно поэтому так важно знать нормативные требования к установке тахографов на транспортные средства, а также досконально разбираться в принципиальных отличиях приборов разных типов.

Основные типы тахографов

Когда возникает необходимость оборудования автомобиля контрольным прибором, регистрирующим параметры движения, приходится решать, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без? Для ответа на этот вопрос следует изучить и конструктивные особенности таких приборов, и нормативные требования.

Типы тахографов по характеристикам

Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:

  1. Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с 01.07.2016. Разрешены только для ЕСТР)
  2. Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
  3. Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
  4. Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.

Тип контрольного устройства, установленного на автомобиле, определяет, какую карту нужно использовать для тахографа. При работе с бортовыми самописцами применяются:

  • Карты для тахографов ЕСТР.
  • Карты для цифровых устройств без модуля СКЗИ/НКМ.
  • Карты для тахографов с СКЗИ.

Тахографические ключ-карты для устройств разных типов не являются взаимозаменяемыми. Т.е.

если водитель выполняет рейсы и на территории РФ на одном автомобиле, а в странах ЕС на другой машине, то ему необходимо иметь две индивидуальные тахокарты: для самописцев с СКЗИ и ЕСТР.

Важно понимать, что два тахографа устанавливать на одном транспортном средстве нельзя, так же, как и выезжать за пределы РФ с прибором с блоком СКЗИ.

Блок СКЗИ в цифровых тахографах

Ключевым элементом, определяющим функциональность тахографа и возможность его использования при коммерческих перевозках на территории РФ, является блок СКЗИ:

  • Аббревиатура в названии расшифровывается как «система криптографической защиты информации». Другое название устройства – «навигационный криптографический модуль» (НКМ).
  • По сути, модуль СКЗИ представляет собой блок энергонезависимой памяти, оснащенный собственным ПО. Программная часть модуля отвечает за шифрование информации, поступающей в бортовой самописец от периферических устройств.
  • Данные защищаются специализированной цифровой подписью. Это гарантирует невозможность их несанкционированного изменения и удаления.

Таким образом, наличие в тахографе модуля СКЗИ обеспечивает юридическую значимость зафиксированных контрольным устройством данных. Это позволяет использовать эту информацию при решении любых спорных вопросов — в том числе в ходе судебных разбирательств.

Особенности конструкции и активации блока СКЗИ

Сам блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо тахографа и подключается к навигационной антенне. Внутри устройства находятся:

  • контроллер;
  • часы;
  • акселерометр;
  • криптографическое устройство;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • энергонезависимая память;
  • автономный источник питания.

Для установки и активации блока СКЗИ необходимо обратиться в специализированный сервисный центр, получивший разрешение на выполнение таких операций от государственных органов (Минтранс и ФСБ РФ).

После установки блок СКЗИ в обязательном порядке подлежит активации. Эксплуатация тахографа с не активированным криптографическим модулем приравнивается к управлению автомобилем без устройства.

Периодически (раз в 3 года) модуль СКЗИ требует замены. Также криптографический модуль меняют:

  • При выходе из строя модуля или самого тахографа;
  • При изменении регистрационных данных владельца ТС или передаче ТС другому владельцу.
  • При смене информации о транспортном средстве.

Отличия тахографов с блоками СКЗИ/НКМ и без них

Как определить – тахограф с СКЗИ или без этого блока установлен на автомобиль? Этим вопросом задаются многие автовладельцы, поскольку нормативная база строго регламентирует эксплуатацию контрольных устройств обоих видов.

Есть несколько отличительных признаков:

  1. В монтажном отсеке, который обычно расположен в верхней части самописца, должен быть установлен небольшой модуль.
  2. На тахографической карте должна присутствовать голографическая наклейка.
  3. На распечатке технических данных устройства должен присутствовать номер модуля СКЗИ/НКМ.

Обратите внимание! Именно последний признак является самым важным, поскольку он позволяет определить не только наличие модуля, но и то, был ли блок СКЗИ правильно подключен и активирован.

Закон для тахографов с СКЗИ

Согласно действующему законодательству, срок действия тахографов без блока СКЗИ на территории РФ уже подошел к концу. Приказ №273 Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. содержит следующие требования:

  1. Все транспортные средства, для которых наличие бортовых самописцев обязательно (а это ТС, относящиеся к категориям М2, М3, N2, N3) и осуществляющие коммерческие рейсы на территории РФ, на 1 января 2018 года должны быть оснащены контрольными приборами с модулем СКЗИ, советующими требованиям приказа № 36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.
  2. Тахографы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ № 720 (т.е. не имеющие модуля СКЗИ) подлежат замене — с начала 2018 года их эксплуатация не допускается.
  3. Исключение составляют автомобили с тахографами ЕСТР, имеющие карту допуска для осуществления международных грузопассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Штрафные санкции

Как таковой штраф за использование тахографа без СКЗИ в законодательной базе не предусмотрен. Но, согласно действующим нормам (Ст. 11.23 КоАП РФ) отсутствие модуля криптозащиты в тахографе означает несоответствие самописца требованиям законодательства. В этой ситуации действуют те же штрафные санкции, что и при эксплуатации ТС без тахографа:

  • для физических лиц – от 1 до 3 тыс. рублей.
  • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Наличие штрафных санкций – еще одна причина, по которой следует отличать тахографы с СКЗИ и без СКЗИ и выполнять своевременное переоборудование транспортных средств соответствующими контрольными устройствами.

Для замены блока СКЗИ и его активации в Санкт-Петербурге или области вы можете обратиться в нашу компанию – это позволит вам соблюсти все законодательные требования, сведя к минимуму временные и финансовые затраты.

Источник: https://motusltd.ru/stati/tahograf-s-skzi-i-bez/

Карта СКЗИ для тахографа

Блоки скзи для тахографов

Что такое блок СКЗИ в тахографе? Это блок зашифрованного хранилища памяти, которая была получена от удостоверяющего центра под цифровой подписью. Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации.

Информация в блоке СКЗИ тахографа хранится в определенной ячейке памяти прибора, защищена от корректировки, взлома или несанкционированного считывания.

Внешне этот блок похож на небольшую коробку со входом для антенны навигации.

Цифровая подпись действительна 3 года, по истечению этого срока блок СКЗИ нужно будет заменить. Стоит он от 15 до 20 тысяч рублей.

Блок проходит активацию только на определенное транспортное средство. Если тахограф сломался, то блок нельзя будет переставить в другой тахограф, если только у вас имеется специальная лицензия ФСБ. Машина во время поломки тахографа, использоваться не должна.

Возможно ли заменить блок СКЗИ тахографа?

Замена блока СКЗИ тахографа, официально разрешена при следующих ситуациях:

  • В случае, если тахограф устанавливается первый раз на транспортное средство;

  • При 3-х летнем использовании блока;

  • В случае поломки блока СКЗИ;

  • При продаже, передаче ТС;

  • И при смене данных регистрации автомобиля или его владельца.

Этапы замены блока СКЗИ тахографа

Блок СКЗИ – это чёрный ящик транспортного средства, на котором шифруется и хранится вся информация о передвижении автомобиля. Поэтому каждые действия связанные с блоком, имеют контроль законодательства. И при обращении в лицензированные организации, для замены блока СКЗИ, ими будут предприняты следующие действия:

  • Изъятие тахографа и отключение;

  • Изъятие блока СКЗИ и установка нового;

  • Активация нового блока СКЗИ.

Можно ли использовать тахограф без СКЗИ

C 1 июля 2016 года приборы без СКЗИ являются недействительными и нарушают законодательство РФ. До 1 января 2018 года тахограф без СКЗИ можно было использовать, если:

  • производитель авто, установил тахограф до 16 июня 2010 года.

  • тахограф был установлен в мастерской до 11 марта 2014 года.

Как активировать СКЗИ

Для активации блока СКЗИ, потребуются:

  • АРМ активации (ПК), если ваша организация пользуется специальной лицензией и вы получили разрешение на эту деятельность по 36 приказу, то 100% у вас есть АРМ.

  • также у вас должна быть карта мастерской, которая производится по получению оповещения от ФБУ “Росавтотранс”, карта водителя для тахографа СКЗИ в данном случае не подходит;

  • активируемый тахограф;

  • источник питания.

На руках должна находится информация о транспортном средстве и организации, которая занимается установкой тахографа.

Все процедуры связанные с активацией, нужно оформлять на транспортное средство заказчика, в противном случае может потребоваться лицензия ФСБ.

В первую очередь, нужно вставить в порт USB компьютера – устройство построения доверенного сервиса. После начнётся загрузка, во время которой нужно будет ввести пин-код, выданный поставщиком ПК. По завершению загрузки, запустится АРМ. После нужно вставить карту мастерской в считыватель и ввести пин-код уже от карты.

Внимание, водительская карточка для выполнения данной процедуры не используется. Далее откроется окно и нужно нажать на пункт “Новый запрос”, после чего откроется следующий интерфейс, нажмите на “далее, без шаблона” и введите всю информацию о транспортном средстве и организации. Заполнив все формы, нажмите “Вперёд”, но сначала АРМ потребует проверить все данные, после занесёт их на карту.

По завершению, во включенный тахограф вставьте карту мастерской. Далее потребуется:

  • Ввести пин-код, после чего начнётся первый шаг активации СКЗИ, далее карта будет извлечена автоматически;

  • Взять карту и вставить в считыватель АРМ и нажать “Вперёд”;

  • Далее появится интерфейс с готовым запросом, который потребуется закрыть.

Все сделанные запросы, находятся в папке “Исходящие”. Сама же программа, проверяет документы на статусы каждые 30 секунд. Каждый запрос прошедший проверку – попадает в папку “Входящие”.

Убедитесь в правильности статуса всех запросов.

Если статус будет – “Готово к записи на карту”, то вставьте карту мастерской (по которой этот запрос и проводился), далее жмите на “Обработать запрос”. По окончанию записи сертификата на карту, достаньте её и вставьте в тахограф. АРМ завершит активацию блока СКЗИ.

Всё, ваш блок СКЗИ активирован.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 6 декабря 2019 г.

Источник: https://zakon-auto.ru/info/tahografy/tahograf-s-kartoi-skzi-dlia-voditelia.php

Все о правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: