Большая и малая терция в до мажоре

Содержание
  1. Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?
  2. Как называются обращения трезвучий?
  3. Разные трезвучия дают разные обращения
  4. Можно ли строить обращения от звука?
  5. музыкальные интервалы – как отличать и запоминать
  6. Разновидности интервалов
  7. Простые интервалы
  8. Качественная величина интервала
  9. Тритон
  10. Увеличенные и уменьшенные интервалы
  11. Уменьшенные интервалы
  12. Составные интервалы
  13. Как научиться отличать интервалы
  14. Большая и малая терция в до мажоре
  15. Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино
  16. Как играть мажорные аккорды на гитаре
  17. Аппликатуры в позициях
  18. Аккорды по системе CAGED
  19. Таблица мажорных аккордов
  20. Аккордовые последовательности
  21. Интервалы
  22. Из чего состоит интервал?
  23. Таблица гитарных интервалов
  24. Простой пример построения интервала
  25. Большая терция: Ноты на разных струнах
  26. А чистая квинта?
  27. Разновидности интервалов
  28. Как интервалы помогают импровизировать?

Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?

Большая и малая терция в до мажоре

Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

Давайте взглянем на пример:

Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

  1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
  2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два, дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

Как называются обращения трезвучий?

Первое обращение называется секстаккордом. Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

Разные трезвучия дают разные обращения

Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

************************************************************************

Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

************************************************************************

Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

************************************************************************

Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

************************************************************************

Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

************************************************************************

Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

Можно ли строить обращения от звука?

Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

Всё! Благодарю за внимание! Успехов!

Автор – (админ).

Источник: https://music-education.ru/obrashhenie-trezvuchij-kak-voznikayut-obrashheniya-vidy-obrashhenij-kak-stroyatsya/

музыкальные интервалы – как отличать и запоминать

Большая и малая терция в до мажоре

Интервал – это созвучие двух нот. На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

статьи:

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/1-garmonicheskij-interval.mp3

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/2-melodicheskij-interval.mp3

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

  • 1 – прима
  • 2 – секунда
  • 3 – терция
  • 4 – кварта
  • 5 – квинта
  • 6 – секста
  • 7 – септима
  • 8 – октава

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/3-primy.mp3

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/4-sekundy.mp3

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/5-tercii.mp3

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/6-kvarty.mp3

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/7-kvinty.mp3

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/8-seksty.mp3

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/9-septimy.mp3

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/10-oktavy.mp3

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/11-большая-секунда.mp3

До-Ре бемоь:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/12-Malaya-sekunda.mp3

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/13-triton-Fa-Si.mp3

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Вот как звучит этот тритон:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/14-triton-Si-Fa.mp3

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/15-uvelichennaya-sekunda.mp3

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

Ундецима – Октава + Кварта.

Дуодецима — Октава + Квинта.

Терцдецима — Октава + Секста.

Квартдецима – Октава + Септима.

Квинтдецима – Октава + Октава.

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/16-vse-sostavnye-intervaly-ot-Do.mp3

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте.

Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар.

Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

Консонансы:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/18-konsonans.mp3

Диссонансы:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/17-dissonans.mp3

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/19-malaya-sekunda.mp3

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/20-chistaya-kvarta.mp3

Септима — звуки расположены очень широко:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/21-bolshaya-septima.mp3

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/22-v-lesu-rodilas-elochka.mp3

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/23-gimn-RF.mp3

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/24-svadebnyj-marsh.mp3

Малая Секунда – «К Элизе»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/25-K-Elize.mp3

Большая Секунда – «Вальс собачек»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/26-Vals-sobachek.mp3

Малая Терция – «Оле-Оле»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/27-Ole-Ole.mp3

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/28-CHizhik-Pyzhik.mp3

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/29-V-trave-sidel-kuznechik.mp3http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/23-gimn-RF.mp3

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/30-Tanec-malenkih-lebede.mp3

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/31-Prekrasnoe-daleko.mp3

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/22-v-lesu-rodilas-elochka.mp3

Малая Септима – Танго

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/32-Tango.mp3

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/34-Bolshaya-septima.mp3

Чистая Октава – «Утиные истории»

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/33-Utinye-istorii.mp3

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Источник: http://earsfingers.ru/chto-takoe-intervaly-kak-otlichat-i-zapominat/

Большая и малая терция в до мажоре

Большая и малая терция в до мажоре

Аналогично: от ФА до ФА-ДИЕЗА и с ФА-ДИЕЗА до СОЛЬ – все это примеры полутонов. Есть на клавиатуре пианино полутона, которые образованы исключительно белыми клавишами. Их два: МИ-ФА СИ и ДО, и их нужно запомнить. ВАЖНО! Полутона можно складывать.

И, например, если сложить два полутона (две половинки), то получится один целый тон (одно целое). Например, полутона ДО с ДО-ДИЕЗОМ и между ДО-ДИЕЗОМ и РЕ в сумме дают целый тон между ДО и РЕ. Чтобы было проще складывать тона, запомните простые правила:

  • Правило черно-белых тонов. В больших промежутках между черными клавишами действует правило креста или правило черно-белых тонов. Так, МИ и ФА-ДИЕЗ, а также МИ-БЕМОЛЬ и ФА – это целые тона. Точно также целыми тонами являются СИ с ДО-ДИЕЗОМ и СИ-БЕМОЛЬ с обычной ДО.
  • Правило белых тонов. Если между двумя соседними белыми клавишами есть черная клавиша, то расстояние между ними – 1 целый тон. Если черной клавиши нет, то тогда – полутон. То есть, получается: ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, а МИ-ФА, СИ-ДО – это полутона.
  • Правило черных тонов. Если две соседние черные клавиши разделяет только одна белая (только одна, а не две!), то расстояние между ними тоже 1 целый тон. Например: ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ-БЕМОЛЬ И СИ-БЕМОЛЬ и т.д.

Для вас сейчас самое главное – научиться складывать тона, и научиться определять, сколько тонов или полутонов умещается от одного звука до другого.

Давайте потренируемся. Например, нам нужно определить, сколько тонов между звуками сексты ДО-ЛЯ. Оба звука – и до, и ля, входят в счет.

Считаем: до-ре – это 1 тон, дальше ре-ми – это еще 1 тон, получилось уже 2.

Далее: ми-фа – это полутон, половинка, прибавляем ее к имеющимся 2 тонам, получаем уже 2 с половиной тона.

Следующие звуки – фа и соль: еще один тон, в сумме уже 3 с половиной. Посчитать, сколько тонов:

  1. в кварте ФА-СИ
  2. в терции ДО-МИ
  3. в приме МИ-МИ
  4. в сексте МИ-ДО
  5. в октаве ДО-ДО
  6. в квинте РЕ-ЛЯ

Ну как?

В зависимости от нее различают такие виды интервалов:

  • Малые, их тоже четыре – это секунды, терции, сексты и септимы. Малые интервалы обозначают маленькой буквой «м» (например: м2, м3, м6, м7).
  • Чистые, их четыре – это прима, кварта, квинта и октава. Чистые интервалы обозначаются маленькой буквой «ч», которая ставится перед числом интервала. То есть чистую приму сокращенно можно записать как ч1, чистую кварту – ч4, квинту – ч5, чистую октаву – ч8.
  • Большие – ими могут быть те же, что и малые, то есть секунда, терция, секста и септима.

Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино

» » Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – . А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции.

Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия статьи Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого.

Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну.

Помните звукоряд? до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз.

От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т.

д. В нотах это выглядит так: Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями.

Ниже две терции от ноты «до» Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль».

Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши.

Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две. Для примера дам вам еще пару терций.

Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора.

Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция. Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие.

Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций. Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая.

Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез).

То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая. Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте.

https://www.youtube.com/watch?v=k-CR4Iar9yI

А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так. Давайте проанализируем.

До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре).

А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух.

Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

(6 4,50 из 5)

Загрузка.

Источник: https://consalting39.ru/bolshaja-i-malaja-tercija-v-do-mazhore-33742/

Как играть мажорные аккорды на гитаре

Большая и малая терция в до мажоре

Мажорные аккорды в звучании своём весёлые, торжественные. В буквенно-цифровой системе обозначаются лишь одной латинской буквой основного звука. Например, C – до мажор, F# – фа-диез мажор и т.д.

Мажорный аккорд в основном виде состоит из трёх звуков и строится по интервалам:

основной звук + большая терция + малая терция (или чистая квинта от основного звука)

Например, от звука до:

  • до – основной звук;
  • ми – (б.3) большая терция от основного звука;
  • соль – (м.3) малая терция от ми (б.3), или чистая квинта от до (основного звука).

Табы и ноты с интервальной схемой C:

А можно строить и по мажорной гамме соответствующей аккорду (С – до мажору, F – фа мажору и др.). Первая, третья и пятая ступень – это звуки аккорда.

Аппликатуры в позициях

Если вы желаете изучить больше аппликатур для 6 струнной гитары по конкретному аккорду, пройдите по соответствующе ссылке (см. список). На страницах – разнообразные формы мажорных аккордов с аппликатурными сетками, фото постановки пальцев и аудио (звучание на акустической гитаре): с баррэ и без баррэ, упрощённые (лёгкие для начинающих), открытые (с открытыми струнами).

Аккорды:
C (До мажор)
D (Ре мажор)
E (Ми мажор)
F (Фа мажор)
G (Соль мажор)
A (Ля мажор)
B (Си мажор)

А в рамках этой статьи, далее, мы разберём мажорные аккорды на гитаре в пяти основных формах по системе CAGED.

Изучим аппликатуры и научимся их находить на грифе для любого аккорда (включая и альтерированные с #(диезом) или b (бемолем) ). Плюс к этому – таблица (как шпаргалка) с сетками всех аппликатур в позициях.

А ещё – разные аппликатурные связки популярных аккордовых последовательностей в мажоре.

Аккорды по системе CAGED

В основе системы – формы пяти мажорных аккордов в открытой позиции. Их обозначения в названии – «CAGED»: сетки и фото

C (до мажор) A (Ля мажор) G (Соль мажор) E (Ми мажор) D (Ре мажор)

Согласно принципу системы, любой мажорный аккорд можно взять на грифе в пяти аппликатурах, или в пяти формах открытых аккордов в позиции. То есть, например, F можно взять в аппликатуре C, A, G, E и D.

Но в позициях аккорды для гитары по CAGED уже в аппликатуре с баррэ.

Разберём на примере «перемещение». Возьмём G# (соль-диез мажор) в форме E.

Находим E: на 1-ом и 2-ом ладу с открытыми струнами. Основной звук этого аккорда ми – на 6-ой и 4-ой струне.

Теперь, чтобы взять G# в этой же форме E – в позиции находим его основной звук соль-диез на 6-ой струне. Это 4-ый лад – IV позиция.

Поскольку аккорд закрытый, в позиции, то вместо нулевого лада, или порожка, из открытой формы E у нас получается баррэ указательным пальцем на 4-ладу (см. схему). Нужно прижать все струны.

Остальными пальцами – аппликатуру E (как на схеме): средний – 3-я струна, 5-ый лад; мизинец – 4-ая струна, 6-ой лад; безымянный – 5-ая струна, 6-ой лад.

Этот закрытый аккорд в форме E можно «двигать» по грифу как угодно – вверх или вниз. В зависимости от того, какой аккорд вам нужен. Чтобы не запутаться, ориентируйтесь по расположению основного звука на 6-ой струне или 4-ой. Именно от основного звука выстраивается аппликатура.

Например, в форме E: G → B

Ну что ж, давайте ещё попрактикуемся в использовании системы CAGED. Выполним ещё одну задачу: к примеру, найдём для F аппликатуры всех форм. Этот же принцип вы сможете использовать и в дальнейшем для любого аккорда.

Для F аппликатура С:

В открытом С основной звук на 5-ой. Находим на этой же струне звук фа – основной звук фа мажора. И берём «лесенку» с баррэ.

A:
В форме открытого A – аппликатура с баррэ на 8-ом ладу. «Перемещаемся» с ориентиром по основному звуку на 3-ей струне.

Если вам это баррэ покажется сложным, неудобным, смотрите упрощённые аппликатуры в позиции именно для фа мажора (пройдите по соответствующей ссылке – список в начале статьи).

G:
В аппликатуре G. В 10-ой позиции (от фа на 6-ой струне, на 13-ом ладу).

Форма G с баррэ сложная. В основном используются её упрощённые варианты. Не обязательно отрабатывать её в полном виде (учиться брать). Но важно видеть, представлять её на грифе в позиции относительно конкретного звука. Этот навык необходим для построения альтернативных, более простых аппликатур на основе формы G с баррэ.

E:
Форма E. По основному звуку (тонике) – фа, 6-ая струна, 1-ый лад.

D:
В виде открытого D. В аппликатуре баррэ не требуется, но постановка пальцев расширенная. Находим по тонике аккорда на 4-ой струне – это 3-ий лад.

Таблица мажорных аккордов

Таблица для начинающих – все 12 мажорных аккордов в пяти вариантах по системе CAGED. Она поможет тем, кому пока ещё трудно отыскивать на грифе необходимые аппликатуры. А также по ней можно сверяться – после того как форма будет найдена самостоятельно. То есть, узнать, правильно ли определён, построен мажорный аккорд.

Таблицу можно распечатать – на два стандартных листа. Два файла в архиве здесь.

В сетках: 6 струн – с пальцами. Возле каждой струны обозначены цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец, T – большой. Аппликатуры указаны последовательно – по позициям на грифе (от нижней к верхней).

Базовые аккорды системы – С, A, G, E и D – в таблице указаны, начиная с открытых аппликатур на первых ладах. И эти открытые аккорды можно взять на баррэ на октаву выше. Например, E, и на 12-ом ладу. Тогда получается 6 основных форм: открытый + 5 с баррэ.

Аккордовые последовательности

А теперь, как играть мажорные аккорды на гитаре в удобных аппликатурных связках. Рассмотрим распространённые последовательности в разных мажорных тональностях.

Примечание: Используются не только основные формы с баррэ (по CAGED), но и упрощённые аппликатуры на их основе, часто используемые в аккомпанементе.

В ля мажоре: A – D – E – A

второй вариант:

  • • D и E в форме A;
  • • В ля мажоре: шестую нужно прижать большим пальцем, и одновременно подушечкой этого пальца глушить 5-ую струну; ещё вариант постановки – 6-ую прижимать указательным.

В ми мажоре: E – G –A

С отрытого E переход на упрощённые его формы с баррэ.

В фа мажоре: Bb – F – C – F

Удобная аппликатура в связке с открытым С.

В соль мажоре: G – C – Am7 – D

В ми мажоре: E – C#m – A – B

Ещё вариант этой последовательности, но в си мажоре: B – G#m – E –F#

Изученные последовательности сыграйте в других тональностях. Попробуйте использовать другие аппликатуры. При этом чтобы они были удобны для левой руки и красиво звучали.

На этом завершаем занятие. Мажорные аккорды в разных аппликатурах – это сила! Изучайте, применяйте! Для своих песен, для кавер-версий, в разных аранжировках и инструментальных составах. Вдохновения и творчества!

Источник: https://mirgitar.com/kak-igrat-mazhornye-akkordy-na-gitare.html

Интервалы

Большая и малая терция в до мажоре

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Сегодня предлагаю вам изучить понятие интервалов, их виды, классификацию.

Интервалы — вещь простая, полезная и очень нужная. Это очень важный элемент музыки, из которого, как из отдельных кирпичиков, строятся гаммы и фразы.

Но несмотря на простоту, немного теории все же не помешает.

По сути, теория интервалов не так уж и обширна да и не всем нужна. Поэтому я ограничусь тем материалом, который считаю наиболее полезным и актуальным для гитаристов. Того, о чем я буду говорить сегодня, вполне достаточно.

Интервал — это расстояние между двумя звуками. В случае гитары это просто расстояние между любыми двумя нотами на грифе. Возьмем, например, такой интервал:

Расстояние между этими двумя нотами составляет два полутона (или два лада) и, соответственно, равно одному целому тону. А что, если ноты расположены на разных струнах?

Например, так:

Как быть в этом случае?

Даже если ноты расположены на разных струнах, между ними всегда есть определенное количество ладов, которые тоже можно подсчитать. Мы поговорим об этом чуть позже.

Из чего состоит интервал?

Интервалы на гитаре состоят всего из двух частей:

Интервалы всегда выражаются по отношению к какой-либо тонике.

Например, открытая нота G в рамках аккорда С не рассматривается как интервал по отношению к ноте, приходящейся на первый или второй лад в рамках того же аккорда. Это интервал от ноты С, которая извлекается на третьем ладу пятой струны.

Почему? Потому что нота С является тоникой данного аккорда.

Таблица гитарных интервалов

Общее количество интервалов — 11. Двенадцатый интервал — это октава, то есть нота, по частоте равная первоначальной ноте. Поэтому каждый интервал характеризуется определенным количеством ладов и качеством.

Зная количество ладов, можно определить качество интервала и наоборот. Вот таблица, в которой для каждого интервала указаны обе характеристики. Таблица представлена с указанием интервалов на английском языке, для тех, кто занимается по зарубежным нотам. Чуть ниже будет таблица на русском языке.

Как же разобраться в этом и перенести эту информацию на гитарный гриф? Начнем с простого.

Простой пример построения интервала

Вы на уроке музыки, и учитель требует от вас изобразить интервал в малую секунду в форме гитарной табулатуры. Что вы делаете? Сначала вы вспоминаете, что малая секунда — это интервал в один полутон. Это означает, что вам нужна нота, отстающая от тоники на полтона.

Если вы свободны в выборе тоники, у вас может быть огромное количество вариантов.

Например, такой:

Тоника расположена на третьем ладу (нота G), а интервал приходится на четвертый лад.

А как насчет большой секунды?

Чтобы разобраться с большой секундой, вновь вернемся к нашей таблице и увидим, что в данном случае между интервальной нотой и тоникой должно быть два полутона. Думаю, вы понимаете, о чем я.

Большая секунда будет выглядеть вот так:

Аналогичным образом можно изобразить любой интервал.

Большая терция: Ноты на разных струнах

Что делать, если ноты интервала расположены на двух разных струнах? Выше мы уже говорили о том, что на этот случай распространяются те же самые принципы. Для примера, возьмем интервал в большую терцию и изобразим его на табулатуре. При этом ноты должны располагаться на разных струнах.

Что мы делаем сначала?

Судя по таблице, большая терция — это четыре полутона между тоникой и интервальной нотой. Поэтому если мы расположим ноты на одной струне, табулатура будет выглядеть так:

Но это не очень удобно. Конечно, не так уж сложно перейти от третьего к седьмому ладу, но это долго и неэффективно. Есть способ лучше:

В соответствии с расположением нот на гитарном грифе мы знаем, что на седьмом ладу находится нота В. Чтобы оптимизировать аппликатуру нашего интервала, мы просто найдем другую ноту В на пятой струне, так чтобы она располагалась ближе к тонике.

В итоге мы получаем ноту на втором ладу (обозначена красным цветом).

Любая нота В на любой другой струне тоже будет считаться большой терцией по отношению к тонике G. Например, вот такая:

Она звучит на октаву выше, но интервал при этом остается неизменным.

А чистая квинта?

Думаю, вы уже сталкивались с понятием «чистая квинта». Если да, это хорошо, потому что это один из самых важных для вас интервалов.

Он встречается очень часто, например, в рамках пауэр-аккордов из двух нот:

Арпеджио пауэр-аккорда

Пауэр-аккорд

Интервальная нота D расположена на расстоянии семи полутонов от тоники G. Соответственно, мы имеем дело с чистой квинтой.

Вот и все

В любой музыке применяются интервалы в той или иной форме. В обозначении интервала, например м3 — М значит малая, 3 — 3 ступени, то есть терция. Так складываются обозначения интервалов.

Интервалы бывают:

Гармонические — интервалы, где две ноты взяты одновременно. (Сыграны одновременно).

Мелодические — интервалы, где ноты взяты последовательно, одна за другой.

Составим небольшую табличку интервалов:

НазваниеОбозначениеКол-во полутоновКол-во тонов
ПримаУнисонч100
Секунда большаяМалаям2/б21/20,5/1
Терция большаяМалаям3/б33/41,5/2
Кварта чистаяУвеличеннаяч4/ув.45/62,5/3
Квинта чистаяУменьшеннаяч5/ум.57/63,5/3
Секста большаяМалаям6/б68/94/4,5
Септима большаяМалаям7/б710/115/5,5
ОктаваЧистаяч8126

Постарайтесь выучить и запомнить интервалы, так как они пригодятся в дальнейшем для построения аккордов.

Гармонические интервалы — игра двух нот одновременно. Таким образом — пауэр-аккорд — это гармонический интервал.

Пауэр-аккорд состоит, как правило, из двух основных компонентов:

  1.  1. Основной тон (как правило, самая низкая нота)
  2.  2. Квинтовый тон.

Например, G5 пауер-аккорд — это основная нота (пятый лад пятой струны) и квинтовая — третий лад шестой струны. Выглядит следующим образом:

Этот аккорд широко распространен, играется во многих песнях, преимущественно на электрогитаре.

Почему это так важно?

Чистые квинты — это попросту  две ноты, которые «хорошо» звучат вместе.

Кроме того, чистый квинт облегчает для вас поиск октав, если вы исполняете аккорд, используя пятую или шестую струну.

Исполнение пауэр-аккорда на четвертой и третьей струне немного отличается, потому что вторая струна настроена на ноту си, и это означает, квинтовый тон должен быть на три лада выше основного, а не на два. Запомните это.

Так же для разнообразия игры на гитаре часто используется обращение интервалов (более подробно об обращении интервалов мы поговорим на другом уроке, можете перейти на него по ссылке).

Разновидности интервалов

Каждый интервал, кроме своего порядкового обозначения, обладает и свойством, которое называется «качеством»: интервалы могут быть уменьшенными, малыми, большими, чистыми и увеличенными. Проще говоря, качеством интервала определяется, насколько именно он велик и как он соотносится с другими интервалами: так, большая терция на полутон больше малой терции.

Интервалы связаны с ключом, при котором они находятся: минорный ключ имеет малую терцию (три полутона) от своей тонической ноты  до третьей ноты; а мажорный ключ имеет большую терцию (четыре полутона) от своей тонической ноты до третьей ноты.

Интервалы также могут быть транспонированными (перевернутыми): в этом случае числовое значение интервала будет равно разнице между исходным интервалом и числом 9, а его «качество» также изменится на обратное. Например, малая терция от G (соль) до Bb (си-бемоль) (пример 1) при транспонировании станет большой секстой от Bb (си-бемоль) до G (соль) (пример 2).

Ниже показаны все 12 интервалов (в ключе до мажор), чтобы обойтись без диезов и бемолей. Существует и еще один вид интервалов, известный как «составной интервал». Получается он в результате прибавления обычного интервала к октаве (при котором октавная нота считается единицей) — то есть, например, большая децима (десятая) это всего лишь большая терция плюс октава.

Как интервалы помогают импровизировать?

Важно понять азы устройства нотной теории, чтобы выяснить способы импровизации, потому что теория  дает вам некоторые простые структурные компоненты, с которых можно начать.

https://www.youtube.com/watch?v=Kpjf_yABin4

Теперь вы знаете, что любой пауэр-аккорд с основной нотой на шестой струне будет звучать при квинтовой ноте на два лада и одну или две струны выше.

Вернемся к пауэр-аккорду G5:

  •   Основная нота на третьем ладу шестой струны
  •   Квинтовая нота на пятом ладу пятой струны
  •   Октавная нота на пятом ладу четвертой струны

Это дает вам заготовку для импровизации. Лучший способ, чтобы запомнить структуру — несколько основных упражнений с использованием чистой квинты. Играются эти упражнения перебором (арпеджио).

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Как только вы поймете это, ваша задача будет заключаться в том, чтобы начать учиться на слух подбирать основные и квинтовые ноты. Познакомившись с этой системой, ваши умения игры начнут улучшаться. Вы научите различать созвучия, даже если вы не знаете точно тонкости теории.

Таким образом, в этом деле важнее полагаться на слух. Если вы можете услышать паттерн и повторить его в нужном месте, то вы имеете основу для импровизации.

То, о чем мы говорили сегодня, на первый взгляд может показаться довольно сложным. Но имейте в виду: если вы откроете тему «Интервалы» в учебнике по музыкальной теории, вам придется столкнуться с гораздо более запутанным материалом. Для гитаристов того, чем я поделился с вами, вполне достаточно. Поэтому удачи вам, и не забывайте о занятиях!

Не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобы получать ежедневно новые уроки игры на гитаре, только так Вы научитесь играть на гитаре.

Источник: https://gitarshkola.ru/intervaly/

Все о правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: