Во сколько начинаются уроки в финляндии

Содержание
  1. Образование в Финляндии
  2. Система образования в Финляндии и ее особенности
  3. Дошкольное образование – детские сады
  4. Школьное образование
  5. Система высшего образования
  6. Специальное образование
  7. Финские школы: как учатся дети в Финляндии
  8. Финские школы для русских
  9. Правда ли, что финское образование лучшее в мире
  10. Школьное образование в Финляндии
  11. Как учатся дети?
  12. Какую школу выбрать?
  13. Как устроить ребенка в финскую школу?
  14. Нужно ли знание финского языка?
  15. Какая стоимость школьного обучения?
  16. Отзывы об обучении
  17. Школы в Финляндии
  18. Немного о школах и методах образования
  19. Нужно ли будет платить за школьное образование?
  20. Как выбрать школу?
  21. Преимущества финской школьной системы
  22. Уровни образования
  23. Младшая школа 1-6 классы
  24. Старшая школа 7-9 классы
  25. Дополнительный уровень 10 класс
  26. Колледж 11-12 классы
  27. Как устроены финские школы Четыре иностранных языка для каждого, никаких уроков и полный покой
  28. Это значит, что для достижения максимальной эффективности, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание
  29. Среднего школьного уровня далеко не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно
  30. У учителя есть план того, чему он должен научить детей. но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы
  31. Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает 7-е место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран
  32. Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник
  33. Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»
  34. Школьная 75-минутка в Финляндии
  35. Временные особенности
  36. Характерные черты

Образование в Финляндии

Во сколько начинаются уроки в финляндии

Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?

Система образования в Финляндии и ее особенности

Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в.  Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев:

  • дошкольное образование,
  • школьное образование,
  • высшее образование,
  • среднее специальное образование.

Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нем также ведется преподавание в школах и вузах.

Дошкольное образование – детские сады

С 9 месяцев родители могут отдать ребенка в финский детский сад. Там формируются группы, в которые может ходить от 12 до 21 человек. Количество воспитателей зависит от числа детей. В детских садах не проводится никаких обучающих занятий. Основное внимание уделяется воспитанию ребенка.

Детские сады в Финляндии платные. Сколько надо будет заплатить за посещение, зависит от зарплаты родителей. Сумма колеблется 23 до 254 евро. Даже при этом детских садов в стране недостаточно. Чтобы хоть как-то решить проблему, государство выплачивает пособие родителям, если они сидят с ребенком дома.

С 6 лет посещение детских садов, на целый день или на полдня обязательно, так как начинается подготовка к школе. С ребятишками проводятся занятия, где им в игровой форме даются необходимые знания, которые потребуются в школе.

Школьное образование

В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.

Школа делится на 2 уровня:

Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

  • математику,
  • чтение,
  • родной язык,
  • природоведение.

Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.

Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию  идут те, кто хочет улучшить свои знания.

В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.

Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий.

Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени.

В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

Система высшего образования

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.

Обучаясь в вузах, студенты могут получить 3 научные степени:

  • Бакалавр. Присваивается через 3-4 года обучения. На некоторых специальностях для ее получения надо пройти углубленный курс или защитить выпускную работу.
  • Магистр. Для получения этой степени надо будет проучиться в вузе еще 2 года. А для студентов политехнических вузов обязательной является работа по специальности в течение 3 лет. Только после этого им присваивается звание магистра.
  • Доктор наук. Для получения этой степени надо закончить докторантуру. На это уйдет дополнительно 4 года. Звание доктора наук присваивается после защиты диссертации. Через 2 года обучения в докторантуре присваивается степень лиценциата, не имеющая аналога в других европейских странах.

Чтобы учиться в финских вузах потребуется знание финского или шведского языка, на которых ведется обучение. Правда, для иностранных студентов есть курсы, где в качестве языка обучения может использоваться английский.

Высшее образование бесплатно. Причем равными правами обладают граждане страны и иностранные студенты, выбравшие финские вузы. С них за обучение также не возьмут денег. Чтобы поступить в вуз, надо сдать вступительные экзамены. Как они будут проходить, какие дисциплины включать, каждый вуз определяет самостоятельно.

Специальное образование

Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам.

Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.

В лицее обучение длится 3 года. Прослушав весь курс, учащиеся должны сдать экзамены по 4 основным дисциплинам:

  • родной язык,
  • второй государственный язык,
  • иностранный язык,
  • математические или гуманитарные дисциплины на выбор.

Если экзамен сдан успешно, выпускники становятся абитуриентами. В дальнейшем они имеют возможность получить высшее образование, сдав вступительные экзамены в вуз.

Финские школы: как учатся дети в Финляндии

Образовательный процесс построен совершенно иначе, нежели в России.

Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня.  Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы.  В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.

Школы не делятся на обычные и элитные. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование.  Причем, собирать деньги с родителей строго запрещено. В школе нет деления на классы по уровню успеваемости. Одаренные и отстающие дети учатся вместе.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если необходимо, ученик может остаться после урока, чтобы учитель объяснил ему непонятный материал. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми тьюторы занимаются дополнительно индивидуально или в группах.

В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.

Оценки в начальной школе начинают выставлять после 3 класса, но только в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.

Финские школы для русских

В 1997 году была основана Русская школа Восточной Финляндии, где учится большинство русских детей. Ее филиалы открыты в 3 городах – Йоэнсуу, Лаппеенранте и Иматре.

Чтобы дети русских иммигрантов могли быстрее адаптироваться, часть предметов здесь преподается на русском языке. Кроме того, в классе, когда занятия проходят на финском языке, находится русскоговорящий тьютор. Он помогает ученикам, если они что-то не поняли. Русские ученики посещают дополнительные занятия по финскому языку.

После окончания школы, из ее выпускников формируются группы, которые проходят обучение в лицеях города. Узкоспециальные дисциплины они изучают отдельно с русскоговорящими преподавателями, а основные вместе с остальными лицеистами.

Правда ли, что финское образование лучшее в мире

Финское образование считается одним из лучших в мире. Во многом это действительно так, но, тем не менее, оно имеет и свои недостатки.

Одним из главных недостатков можно считать то, что финская школа ориентирована, в первую очередь, на отстающих детей в ущерб одаренным. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока.

Если пробел в знаниях слишком большой, с отстающим занимается индивидуально или в небольшой группе тьютор. Одаренным же детям уделяется куда меньше внимания. Даже если материал слишком прост для ученика, усложненная программа для него не предусмотрена.

Единственное, что может сделать в такой ситуации учитель, – дать дополнительное задание. Но это не предусмотрено программой и остается личной инициативой учителя.

Еще один существенный недостаток финской системы образования – не всегда продуманная программа изучения предметов. Так, ученики 7 лет изучают 4 основных арифметических действия, а в 8 классе программа по математике резко усложняется. Справиться с этим способен далеко не каждый ученик, из-за чего возникают пробелы в знаниях.

В финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики  получают большую самостоятельность, но это подходит далеко не всем.

Однако, нельзя отрицать, что финская система образования имеет и много плюсов. Один из главных – доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев.

Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения искать необходимую информацию, на развитие самостоятельного мышления. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение.  Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ.

Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают еще один или два иностранных и свободно общаются на них. Это возможно благодаря тесной связи образования с практикой.  Такой подход применяется и при изучении других предметов.

Вообще, практическим занятиям на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Уже в школе ученики знакомятся с профессиями, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем.

С выбором дальнейшего пути им помогает определиться «учитель будущего».

Финское образование, хоть и считается одним из лучших, имеет и свои минусы. Но финны и не думают останавливаться на достигнутом, проводя реформы, внедряя новые методики обучения.

Источник: https://myfinlandia.ru/strana/obrazovanie-v-finlyandii.html

Школьное образование в Финляндии

Во сколько начинаются уроки в финляндии

Обучение за рубежомОбучение детей за рубежомШкольное образование в Финляндии

Характер финнов имеет свои особенности. Суровые северяне строго планируют жизненный уклад. Это свойство диктует правила и детскому обучению. Чему учат детей? Составлять план в жизни, постепенно переходя от простого к сложному. Школа в Финляндии – стимул к процветанию, закалка характера, четкое понимание собственных возможностей.

Международные проверки PISA показали, что школьники из Финляндии имеют наивысшую степень подготовки среди остальных. А итоги другого аналитического исследования от журнала Newsweek признало лучшим среднее образование в Финляндии среди ведущих мировых стран. Такой успех финны достигли, благодаря разработанным принципам школьного образования.

Как учатся дети?

Школьный год начинается числа 8-16 августа (точной даты нет). Длится он до конца мая. Уроки проходят днем, пятидневная учебная неделя с укороченной пятницей. Предусмотрены каникулы: осенью 3-4 суток и зимой: 14 дней. Весной начинается пора лыжного отдыха (финские ребятишки вместе с родителями катаются на лыжах). Продолжают они отдыхать чуть позже на пасхальных праздниках.

Система оценивания десятибалльная. Детям начинают ставить баллы с 4 класса. Дневников у учеников нет.

Существуют электронные школьные дневники в национальной системе Wilma. Каждый родитель имеет личный код и всегда может посмотреть успехи своего чада. Раз в месяц школьный куратор посылает родителям листок, где фиксируются все достижения ученика.

  1. Младшая школа(alakoulu): 1-6 классы. Малыши учатся в одном кабинете с постоянным педагогом. Самые маленькие (1-2 класс) изучают чтение, финский язык, математику, труд, рисование, музыку и физкультуру. Изучают и религию (по вероисповеданию), если родители атеисты – малыш осваивает жизнепонимание. В начальной школе в Финляндии на одном занятии могут преподавать несколько дисциплин одновременно.

Чуть повзрослев (3-6 классы) дети принимаются за освоение английского языка. На четвертый год обучения выбирают еще один иностранный язык. В это же время включаются дополнительные предметы: компьютер, хоровое пение и работа по дереву.

Большое внимание уделяют творческому развитию. Ученики осваивают различные музыкальные инструменты.

На пятом году обучения к дисциплинам добавляется история, химия, физика и география. Уроки физкультуры проходят 1-3 раза еженедельно.

  1. Старшая школа(yläkoulu): 7-9 классы. Со старшеклассниками работают педагоги-предметники. В эти года к основным дисциплинам добавляются и параллельные предметы на самостоятельный выбор. В 9 классе школьники знакомятся с настоящей трудовой деятельностью. Они выбирают любое рабочее место и с удовольствием осваивают профессию.
  2. Дополнительный уровень: 10 класс. Эта ступень дает возможность повысить свои результаты (при плохих показателях).
  3. Колледж/лицей(lukio): 11-12 классы. После окончания 10 класса школьники продолжают обучение в лицее, либо переходят в профессиональный колледж. После окончания учебы и сдачи всех экзаменов выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки. Отныне они абитуриенты и могут поступить в любой университет страны.

Какую школу выбрать?

В северной стране около 3000 средних учебных заведений. Русских школ в Финляндии достаточно много (ведь около 20% населения говорит на русском). Сказать, какая лучшая, где престижнее учиться невозможно. Финны придерживаются равенства. Из популярных можно выделить:

  • Финскую старшую школу Matinkylän koulu (г. Эспоо). В ней работают 42 педагога и обучаются 400 учеников. Комплектующих классов 19. В штат сотрудников входит социальный работник, куратор, психолог, учитель-консультант, медсестра и стоматолог. Школьный бюджет 1,5 млн. евро в год.
  • Русско-финскую школу Восточной Финляндии Itä-Suomen suomalais-venäläinen koulu (отделения расположены в Иматре, Лаппеэнранте и Йоэнсуу). Обучение включает в себя все ступени образования.

Финны не зря находятся в фаворитах в сфере мирового среднего образования. В их системе обучения можно выделить ряд важных принципов:

  1. Общность школ. Здесь нет элитных или «средненьких» школ. Школы в Финляндии все равнозначны, обладают одинаковым оснащением, финансированием и возможностями. Практически все заведения государственные. Существуют несколько частных школ, состоящих на бюджете у государства. Образование там проходит по индивидуальным системам в педагогике: Мортана, Френе, Вальдорф, Шайтнер и Монтессори. Школы в Финляндии отличаются великолепной архитектурой. Мебель специально подбирается «беззвучная» – все ножки подбиты мягкими нашлепками. Территория не огорожена, нет и охраны – их заменяют камеры видеонаблюдения Помещения в младших школах выстланы мягкими коврами.
  2. Каждый предмет важен.У финнов не приветствуется углубленное изучение одной дисциплины. Специализированные классы могут создать для одаренных детей в творчестве и спорте. Школьники освобождены от вызова к доске. Уроки проходят в непринужденной обстановке. Педагог со своим помощником просто корректирует работу детей. По минимуму задаются уроки и на дом. Финны вместо домашней работы советуют больше гулять с детьми.
  3. Индивидуальность.Для каждого малыша составляется индивидуальный план развития. Это касается подбора учебников, объема материала, домашних заданий и манеры преподавания. Оценивается каждый ребенок также исходя из индивидуальных способностей.
  4. Поддержка. В России это сфера работы частных педагогов. У финнов репетиторство развито очень слабо – это привилегия школы. Учителя добровольно остаются с ребенком для внеклассных занятий.
  5. Коррекция. Если малыш проявляет серьезные проблемы в обучении и асоциальность в поведении – он дополнительно обучается в коррекционных классах.
  6. Продуктивность.Школьное образование в Финляндии ориентировано на практичность. Ученики получают жизненно необходимые навыки. Финские детишки могут не знать как происходит выплавка металлов, но зато они прекрасно разбираются в налоговой, банковской системе, распределении будущих доходов, могут просчитывать отпускную стоимость товара после скидки и прочее.
  7. Доверие.У школ нет никаких проверок. Программа образования единая и она преподносится в рекомендательном характере. Каждый учитель выбирает собственный способ преподавания. Детям разрешено заниматься своими делами на уроках. Важно не отвлекать других.
  8. Произвольность.Никто не принуждает к учебе. Учителя лишь стараются пробудить интерес к предмету. В ином случае малыша просто переориентируют на более интересное для него дело. Выявлением у учеников индивидуальных особенностей занимается школьный специалист (штатная единица). Так называемый «учитель будущего».
  9. Независимость.По убеждению финских учителей, ребенок должен учиться самостоятельности. Новые темы не объясняются подробно – все есть в учебниках. Горазд важнее умение самостоятельно искать информацию с помощью нужных ресурсов (интернет, справочники). Учителя не вмешиваются и в конфликты. Они дают детям возможность пройти подготовку во всех жизненных ситуациях, научиться стоять за себя.
  10. Равенство родителей.Педагоги не владеют информацией о социальном положении родителей своих подопечных. Запрещено любое анкетирование и вопросы о доходах и работе родителей.
  11. Равноправие детей.У финнов нет плохих или хороших учеников. Любое сравнение запрещено. Все ребята считаются одаренными и лучшими. В общем коллективе могут обучаться и инвалиды. Форма одежды у школьников свободная. В классах дети сидят на одноместных партах, либо могут свободно расположиться на полу, диванчиках, креслах.
  12. Равнозначность учителей.Педагоги не «прикипают» душой к своей группе. Не успевают. Ведь каждый год перед летним отдыхом все они увольняются. Перед началом учебного года их набирают вновь на контрактной основе по конкурсу. Порой на одно учительское место претендуют до 12 педагогов. Среди более чем 120000 финских учителей вы не найдете ни одного без степени мастера наук или профессорского звания.

Как устроить ребенка в финскую школу?

Нужно просто жить в этой стране. Школьное образование в Финляндии обязательно для всех. Это касается не только финских ребятишек, но и детей иностранцев, проживающих в Финляндии. В школу малыши идут с семилетнего возраста.

Нужно ли знание финского языка?

Школы принимают детей с любым уровнем знания языка (независимо от возраста). Если ребенок совсем не знает финского, его направляют вначале в группы-языковые классы, где каждый день изучается язык.

Затем ребят постепенно «смешивают» с остальными учениками (сначала на несложные предметы: физкультура, рисование и труд, затем с включением и других дисциплин).

Для хорошего изучения финского языка достаточно около года.

Какая стоимость школьного обучения?

Среднее образование бесплатно для всех. Школьник получает и бесплатные горячие обеды, возможность посещать выставки, музеи, внеклассные занятия.

В распоряжении учеников и бесплатный транспорт, который забирает малыша и возвращает его обратно домой (при условии, что школа находится дальше 2 км от дома).

Бесплатны учебники, планшетники, необходимые принадлежности. Любые поборы с родителей строго запрещены.

Отзывы об обучении

Валентина Аалто (Хельсинки). «Мы приехали в Финляндию, когда моему малышу было 6 лет. Вначале он посещал подготовительную группу при детском садике. Сейчас учится в экспериментальном классе. У них дети распределены по группам.

За первый год обучения его научили считать и читать. Он уже свободно владеет финским. Раз в неделю изучает и русский язык. Что мне нравится в школах – там отсутствует стресс для детей. Их не заставляют учиться.

Зато развивают логическое мышление и самостоятельность».

Татьяна Виртанен (Иматра). «Вот эта самостоятельность мне и не нравится. Никто не следит, как одет ребенок, знает ли расписание уроков на завтра. Его никто не поведет на дополнительное занятие.

Он все должен делать сам. Хотя, может я просто еще не перестроилась на уровень мышления финнов. Мы всего год, как приехали.

Кстати, была ошарашена, когда узнала, что нам полагается бесплатный проезд до школы».

Марина Сипиля (Порвоо). «Моя дочка уже закончила 9 классов и сейчас идет учиться в гимназию. В целом я очень довольна финскими взглядами на обучение. Нравится, что ребенок умеет самостоятельно мыслить, говорить все, что думает. Если в наших школах учителя больше направляют мысли подопечных, то здесь наоборот, поощряется возможность быть не таким, как все».

Источник: https://vseobr.com/detskoe-obrazovanie/shkolnoe-obrazovanie-v-finlyandii/

Школы в Финляндии

Во сколько начинаются уроки в финляндии

Привет, друзья!

Поговорим о детях? Если с вами переезжают дети, то стоит подумать о школьном образовании. Как это будет происходить для детей-иностранцев в Суоми? На деле — все не так уж страшно. Обучение предлагают всем даже, если ребенок пока еще не знает финского языка. А главное, у финских школ много интересных преимуществ.

Немного о школах и методах образования

Включение иностранцев происходит плавно и постепенно. Сначала дети с плохим или нулевым знанием финского просто посещают языковые занятия. Каждый учебный день будут занятия только языком. Постепенно их смешивают с учениками-финнами: уроки труда, физкультура, рисование. Как искать работу в Финляндии — читайте в моей прошлой статье.

Начинается все с простых предметов, где разговаривать-то особо не нужно. Все это время продолжаются языковые курсы. Чаще всего детей отдают на класс ниже, чем они уже закончили на Родине. Тогда есть время все нагнать.

После определенного времени языковая нагрузка увеличивается, а ученики начинают посещать более сложные занятия вместе с местными. Как показывает практика, дети могут продолжить обучение по обычной программе уже после года языковых курсов.

Конечно, проще учить язык, если уже живете в стране. Хотя, мы с дочкой начали учить немецкий заранее, когда планировали переезд. На сайте Белый кролик есть преподаватели для детей.

Дочке нравилось играть в онлайн игры на иностранном языке, нажимать кнопочки, и рассматривать картинки. Семья в Финляндии — что вас ждет?

Нужно ли будет платить за школьное образование?

Тут обрадуем родителей — среднее образование бесплатное. Даже для иностранцев. Дети в школе получают:

  • бесплатное образование;
  • каждый день горячий обед за счет школы;
  • поездки, походы по музеям, выставкам (обязательно!);
  • транспорт, который забирает от дома, отвозит домой
  • учебники, учебные материалы.

Собирать деньги с родителей строго запрещено. Хорошая система, да? О молодом поколении здесь, правда, заботятся. Любые проблемы ребенка можно решить. Разговоры с психологом, например. Тоже бесплатно. Как подготовиться к переезду в Финляндию из России.

Как выбрать школу?

На всей территории Финляндии более 3000 средних учебных заведений. Кстати, очень много русских школ. Лучше там или хуже — сложный вопрос. С одной стороны, финны придерживаются некого равенства на уровне среднего образования. Нельзя сказать, что в одном районе школа престижнее, чем в другом.

Две школы пользуются популярностью:

  • Старшая школа Matinkylän koulu. Здесь более 400 учеников, 19 классов и очень большой бюджет на образование. Находится она в городе Эспоо.
  • Русско-финские есть во всех крупных городах. Точнее, ее отделения. Многие русские родители стараются отдавать именно в них детей. Включает все ступени обучения.

Преимущества финской школьной системы

Многим из вас эти правила покажутся немного странными и необычными. Они работают, что самое удивительное! Может, привычная система образования не так уж хороша? Интересные места Финляндии — расскажу, что стоит посмотреть обязательно.

  1. Как можно меньше лишнего шума. Вся мебель оборудована «бесшумными» наклейками на ножки. Никаких оград, хлопающих калиток. Часто полы выстланы ковровым покрытием.
  2. Все важно! Здесь нельзя сказать, что учить математику важно, а литература или рисование — «второсортные» по важности предметы.
  3. Человек имеет право интересоваться чем-то больше. Это выбор каждого ученика.
  4. Уроки проходят в непринужденной атмосфере. К доске не вызывают. Дети часто готовят проекты, но и здесь никто не заставляет выступать, если не хочется.
  5. Индивидуальный план для каждого! Учителя знают возможности, особенности каждого ребенка. Для него подбирается более-менее индивидуальный план, который включает его сильные стороны, помогает равномерно учиться. Есть проблемы? Учителя и ассистенты с ними помогут. Например, ученик легко отвлекается, быстро устает. Всегда есть решение.
  6. Помощь учителя. Учитель в Финляндии — друг и помощник ученика, который всегда готов прийти на помощь. Остаться после уроков, объяснить еще раз, показать ошибки — это всегда пожалуйста. Критики учителя не боятся. Потому что здесь очень уважительный подход ко всем ученикам. Ошибки ученика — ошибки учителя.
  1. Возможность обучаться в коррекционном классе. Это именно возможность, а не наказание. Если есть проблемы с общением, поведением, агрессией, плохой успеваемостью — коррекционный класс поможет справиться с этим.
  2. Практичность. Знания даются не абстрактно, а именно практично. Для того, чтобы человек закончив школу уже что-то знал о жизни.
  3. Как рассчитывать налоги на бытовом уровне? Ведь потом придется самостоятельно этим заниматься.
  4. Стало скучно на уроке? Можно заняться своими делами. Главное — не мешать другим. Учителя могут выбирать разные методы преподавания по своему выбору. Конечно, стараются сделать так, чтобы всех заинтересовать. Очень много аудио, видеоматериалов, наглядных пособий. Уроки часто проводят в тематических музеях, в парках. Как еще рассказать школьникам об истории или разнообразии живой природы? Лучше читать об этом в книге, или просто выйти в ближайший лес или парк?
  5. Специалист по выявлению индивидуальных особенностей. Есть способности к рисованию? Ребенок уже в 10-12 лет показывает явный талант к музыке или математике? Тогда консультант составляет расписание, нагрузку так, чтобы этим предметам уделялось много внимания.
  6. Самостоятельность обучения. Новые темы не объясняют. Все есть в учебниках, а учебники очень качественные. У каждого ученика есть возможность погрузиться в обучение так, как он хочет. По каждой теме можно читать минимум, а можно — все.
  7. Никогда не делается акцент на социальное положение родителей.
  8. Детей нельзя делить на «хороших» или «плохих» учеников. Именно потому, что у всех свои таланты, своя программа.
  9. Учителя меняются каждый год. Это может быть сложно себе представить. Так они не выбирают себе «особенных» детей из каждой группы. Ко всем совершенно одинаковое отношение. Учителя каждый год переходят из школы в школу, работают по контракту. У большинства степени магистра или профессора.

Как вы думаете, понравилось бы вашим детям учиться по такой системе? Смогли бы они быстро адаптироваться. А главное — помогло бы им все это для личностного развития?

Уровни образования

А теперь про то, какие уровни существуют в системе школьного обучения. Не все обязательны — здесь тоже многое индивидуально. Музеи Хельсинки — что посмотреть с ребенком?

Младшая школа 1-6 классы

Первые 2 года малыши учатся в одном классе с одним преподавателем. У них основные предметы, но никаких контрольных.

Часто дети могут заниматься тем, чем хочется. Можно посреди урока уйти в уголок, отдохнуть или поиграть. Ничего не заставляют, учителя проводят много времени, пытаясь заинтересовать их.

Подписывайтесь на блог, находите еще больше полезных статей и правил, а так же вы получите в подарок, базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.

Уже с третьего года начинают изучение английского, компьютерной грамотности, пения. Становится больше предметов, а отношение к учебе немного серьезнее. Уделяется много внимания творческому развитию. Снять домик на озере Сайма — расскажу, как выбрать домик для отдыха.

Старшая школа 7-9 классы

С 9го класса есть возможность выбрать интересующий вид деятельности и работать! Почти все компании принимают школьников как стажеров. Они могут узнать, что такое работать в кафе, юридической конторе, салоне красоты.

Конечно, это не значит, что потом нужно будет там всю жизнь работать. Вполне можно разочароваться в профессии. И это хорошо! Не нужно в 15-16 лет выбирать профессию на всю жизнь, как часто приходится нашим школьникам.

Дополнительный уровень 10 класс

Это целый год, отведенный на улучшение своих результатов. Тоже здорово. Колледж — это важная ступень школьного обучения перед Университетом. Очень важно сейчас иметь хорошие отметки.

Колледж 11-12 классы

Лицеи, профессиональные колледжи. На этом уровне вполне можно оставить образование, получив все необходимые навыки для самостоятельной жизни, профессиональное образование. Следующая ступень — поступление в Университет. По окончанию ребята получают белые фуражки — символ прощания со школой.

Как вам нравится финская система? Остались вопросы — задавайте обязательно. Постараюсь всем ответить.
С вами была я, Наталья Глухова, удачного дня!

Источник: https://vivaeurope.ru/education/obuchenije-v-finlandii/shkoly-v-finlyandii

Как устроены финские школы Четыре иностранных языка для каждого, никаких уроков и полный покой

Во сколько начинаются уроки в финляндии

Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют.

Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов.

Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»).

Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»).

Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода — Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».

Это значит, что для достижения максимальной эффективности, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание

Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты.

Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

Анна Данцева мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность.

Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой.

В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня.

Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одаренный ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку.

Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей.

В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.

Среднего школьного уровня далеко не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно

Кстати, стоимость таких занятий совсем недешевая — средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются.

Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению.

Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.

Успешная модель не была бы таковой, не имей она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. Вместо того чтобы загрузить способных учеников до потери пульса, как сделали бы, например, в Китае или Южной Корее, школа «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.

Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие — на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.

У учителя есть план того, чему он должен научить детей. но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы

Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умения думать комплексно.

Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применять ее и в старших классах.

Собственно, таким образом достигается ненасильственная диверсификация учеников согласно их способностям и возможностям.

Не принудительным делением на сильные и посредственные группы, а путем создания возможностей, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.

Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в иной системе координат. «Боже, какой ужас!» — вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.

Анна Данцева мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

В Советском Союзе был такой слоган: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». В Америке он звучит иначе: «Не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема». А для Финляндии актуальное третье прочтение: «Не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема».

Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много.

Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки.

Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должна набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенные, как и везде, английский, немецкий и французский. Если первым языком выбран не английский, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.

Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает 7-е место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран

Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.

В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников.

Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник

Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.

Анна Данцева мама, которая сама свободно общается на пяти языках

Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка — это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику.

Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавита. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас.

По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.

Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике.

Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки.

Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.

Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.

Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни.

Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»

Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсестры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.

Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.

Источник: https://biuv-school9tihvin.eduface.ru/articles/post/356877

Школьная 75-минутка в Финляндии

Во сколько начинаются уроки в финляндии

Пишу под довольно громкие фанфары по случаю того, что Финляндия заняла 2-ое место в мире по уровню знаний, в частности по навыкам чтения. В финской школе я человек новый, ещё толком не закрепившийся, поэтому анализировать эти результаты сейчас не решусь. Поэтому лучше представлю накопившийся материал по финскому уроку.

Я переехала в Финляндию, окончив все возможные в жизни человека университеты в родной стране: детский сад, школу, вуз, и даже успела слегка окунуться в аспирантскую жизнь главного университета Петербурга. Не отказалась отработать год в одном из лицеев родного города. А посему мне особо интересно всё, что связано с местным финским образованием. Тем более, что отличия есть.

В своих предыдущих заметках о финской школе и о финском образовании я уже писала о всевозможных технических новинках, которыми наполнены классы, а также о главном ките школьной жизни — простоте в общении. Теперь же к особенностям финского урока и устоям его проведения.

Временные особенности

Урок в Финляндии длится 45 минут только до 6 класса. Начиная с 7 класса и до окончания школы уроки идут по 75 минут, что значительно облегчает последующий возможный переход ученика в статус студента. Ведь лекция в любом университете идёт 90 минут, что всего лишь на 15 минут дольше, чем обычный школьный урок, к которому старшеклассники легко привыкают за 4-5 лет.

С позиции российского учителя, привыкшего работать в условиях жёсткой 45-минутки, за 75 минут можно сделать если не всё, то очень и очень многое.

Что же обычно успевает самый обыкновенный учитель финской школы за 75 минут урока, ну скажем, иностранного языка? Урок традиционно начинается с домашнего задания, упростить и ускорить проверку которого призвана так называемая документ-камера. Она есть в каждом классе.

Да-да, тот самый «ящик с лампой», который в российских школах использовался в качестве подставки под цветы, бумаги, тетради и всячески не по назначению. Для проверки домашнего задания учитель просто кладёт страницу с верными ответами на камеру, в то время как ученики должны оценить правильность выполнения у себя в тетрадях.

На домашнее задание уходит до получаса. Остальное время идёт собственно на введение нового материала, его закрепление и тренировку.

Характерные черты

Ещё со времён учёбы в университете я себя приучила к тому, чтобы каждый урок иностранного языка, на который мне удаётся попасть, оценивать с методической точки зрения и с позиций использования времени.

Так очень удобно отмечать для себя полезности и уловки, используемые другим учителем. За последние 1,5 года я посетила 4 финских школы и посмотрела почти сотню уроков иностранного языка, проводимых совершенно разными учителями.

Разными по возрасту, разными по языку.

Несмотря на то, что учительская профессия не подразумевает одинаковости, трудно не согласиться с тем, что для каждой страны всё-таки можно найти свои общие черты, присущие проведению школьного урока.

Любой финский урок иностранного языка начинается с проверки домашнего задания. Прекрасный метод для начальной школы и для первой ступени средней школы, чудесно справляющийся с задачей формирования привыкания к определённому графику.

В старшей школе, к сожалению, малоприемлимый и вызывающий только скуку на лицах подростков. Для подростка предсказуемость течения урока — дополнительный стимул заняться своими делами, чем они в итоге успешно и занимаются.

Урок вообще, и особенно урок иностранного должен характеризоваться частой сменой типов работы (одиночная, в парах, в группах, с учителем) и их разнообразным порядком следования.

Постоянная проверка домашнего задания только с помощью документ-камеры приводит к тому, что большинство детей (особенно подростки) домашнее задание не выполняют вообще.

За невыполненное домашнее задание в старшей школе не ругают, поэтому увидев верные ответы на смартборде, дети активно переписывают их к себе в тетрадь, особо не напрягаясь и долго не задумываясь.

На мой взгляд, опрашивая детей лично по более важным и сложным моментам домашнего задания или прося их написать ответы на доску, учитель бы больше стимулировал учеников к выполнению этого самого задания дома. Да и вообще проговаривание и прописывание на начальном этапе изучения иностранного очень полезно.

В целом, в зависимости от уровня учащихся и учителя, на проверку выполненного дома задания уходит до 30 минут чистого времени. Те, кто когда-либо работал в российской школе, сразу же скажет, что 30 минут на проверку «домашки» — непозволительная роскошь.

Во-первых, на то оно и домашнее задание, чтобы делать его дома, а во-вторых, на уроке из 45 минут выделять 30 минут на обсуждение заданий на дом просто нелогично. Тем не менее, у некоторых финских учителей обсуждение домашнего задания фактически выливается во введение уже пройденного материала заново :) Это, кстати, довольно сильно влияет на динамику урока и его наполненность событиями.

Урок иностранного течёт плавно, без особой спешки, но если сравнить его с уроками в российской школе, то он более разреженный по своей насыщенности.

Вернёмся к документ-камере.

Та же самая документ-камера активно используется и для проверки упражнений в течение урока, что, конечно, убыстряет взаимодействие учитель-ученик, исключает мучительные поиски отвлёкшимся учеником нужного пункта, когда весь класс и учитель его ждут и т.д. Но опять же снимает определённую долю ответственности с учеников и многие, скучая, быстренько переписывают верные ответы с доски в тетрадь.

Пожалуй, ещё одной особенностью, сразу же бросающейся в глаза, является упор на групповую работу. На финском уроке иностранного языка работа в группе доминирует.

Большинство упражнений, которые в России обычно даются только на индивидуальную работу, в финской школе выполняются по желанию ученика либо индивидуально, либо в парах. Таким образом финны снимают возможный страх отдельно взятого ученика перед неудачей и учат совместному труду.

Учитель же фактически перекидывает бóльшую часть дела на самих учеников, не срывая голоса и не занимая эфирного пространства урока.

 Правда, у такой работы есть один очевидный недостаток:  не всегда дети могут контролировать свою деятельность сами, поэтому их часто уносит в сторону обсуждения своих личных дел на родном (увы, не иностранном!) языке. Другим минусом постоянной работы в группе является отсутствие возможности подумать наедине с самим собой, поискать материал в учебнике, сосредоточиться и сконцентрироваться на решении своей задачи.

С другой стороны, все перечисленные особенности финского урока в буквальном смысле приучают школьника старшего возраста к самостоятельности и личной ответственности за то, что он делает, при этом исключая психологическое давление со стороны учителя.

Ученик знает, что если он не выполнил домашнее задание, то на него не накричат, но невыученный материал останется только на его совести и может привести к неприятнейшим последствиям, как то — провалу на экзамене, не сданному курсу и исключению из школы.

На мой взгляд, такой повышенный уровень самостоятельности в решениях повышает и требование ученика к учителю.

От учителя же на уроке ожидается довольно плотная работа по наставлению, разъяснению и всяческому направлению в нужную сторону, что до сих пор сохраняет ту самую традиционную связку учитель-ученик, присущую школьному уроку в любой точке планеты.

Источник: https://tatianabatanina.wordpress.com/2013/10/11/shkolnaya-75-minutka-v-finlyandii/

Все о правах человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: